Оценка эффективности профессионального обучения

Качество обучения оценивается по набору и количеству тех навыков, которые были перенесены обучавшимися в практическую деятельность. Для оценки используются аттестация работников через определенный промежуток времени после обучения, интервью с непосредственными руководителями.

Существуют программы обучения, которые направлены не на выработку конкретных профессиональных навыков, а на формирование определенного типа мышления и поведения. Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:

· тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания учащихся;

· наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;

· наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;

· анкетирование учащихся или прямое обсуждение программы.

В любом случае критерии оценки должны быть установлены до начала обучения и закреплены документально.

 

Методы обучения

При выборе методов обучения необходимо руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную аудиторию и учитывать следующие четыре принципа:

 

1. Актуальность. То, о чем говориться во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или личной жизни обучающегося.

 

2. Вовлеченность. Участие должные активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения.

 

3.Повторение. Оно помогает новому закрепиться и превращает приобретенные навыки в привычку.

 

4. Обратная связь. Обучающимся надо постоянно предоставлять информацию, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Обучение на рабочем месте

Методы обучения на рабочем месте

Метод Издержки (подготовка) Издержки (реализация) Область применения
Инструктаж высокие низкие простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники
Ротация средние средние смежные профессии, подготовка руководителей
Наставничество низкие высокие сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска