Оценка эффективности профессионального обучения
Качество обучения оценивается по набору и количеству тех навыков, которые были перенесены обучавшимися в практическую деятельность. Для оценки используются аттестация работников через определенный промежуток времени после обучения, интервью с непосредственными руководителями.
Существуют программы обучения, которые направлены не на выработку конкретных профессиональных навыков, а на формирование определенного типа мышления и поведения. Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:
· тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания учащихся;
· наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
· наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
· анкетирование учащихся или прямое обсуждение программы.
В любом случае критерии оценки должны быть установлены до начала обучения и закреплены документально.
Методы обучения
При выборе методов обучения необходимо руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную аудиторию и учитывать следующие четыре принципа:
1. Актуальность. То, о чем говориться во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или личной жизни обучающегося. |
2. Вовлеченность. Участие должные активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения. |
3.Повторение. Оно помогает новому закрепиться и превращает приобретенные навыки в привычку. |
4. Обратная связь. Обучающимся надо постоянно предоставлять информацию, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов. |
Обучение на рабочем месте
Методы обучения на рабочем месте
Метод | Издержки (подготовка) | Издержки (реализация) | Область применения |
Инструктаж | высокие | низкие | простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники |
Ротация | средние | средние | смежные профессии, подготовка руководителей |
Наставничество | низкие | высокие | сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска |