Глава вторая
ОТ УПРАЖНЕНИЙ –
К СЦЕНИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ
(Принципы Щукинского училища в работе над образом
Вся практика вахтанговской школы направлена на то, чтобы с первых шагов обучения актера соединить в неразрывное целое воспитание личности, индивидуальности с овладением теми путями, которые помогают приблизить миг перевоплощения.
Знакомство учащихся с творческим перевоплощением начинается, по существу, уже с первого курса. Здесь студенты учатся ставить себя в предлагаемые сценические обстоятельства, менять свое отношение к предлагаемым обстоятельствам, к партнерам. Хотя никаких требований в плане создания образа перед учащимися первого курса еще не ставится и даже, напротив, всякий отход студента от себя квалифицируется как недостаток, все же объективно студенты уже на первом курсе делают шаги на пути к перевоплощению, реализуя вторую часть формулы: «стать другим, оставаясь .самим собой».
На втором же году обучения студенты подходят к изучению первой части этой формулы, стараясь «стать другими». Педагоги стремятся дать им пока еще самые общие навыки по умению овладевать элементами характера и характерности как выражением внутренних особенностей человека.
В училище им. Щукина этот раздел второго года обучения (первый семестр) носит название «Сценические упражнения и этюды по наблюдению жизни»; сюда входят подразделы: «Наблюдения», «Профессиональные навыки», «Этюды к образу (Работа над прозаическими произведениями советских авторов на современную тему)».
Наличие этого раздела является одной из отличительных особенностей училища им. Щукина. Если на первом, третьем и четвертом курсах всех театральных вузов страны ставятся в принципе одни и те же задачи, то первая половина второго курса Щукинского училища резко отличается от них. Училище им. Щукина и Театр Вахтангова считают прохождение этого раздела для будущих актеров обязательным.