Стр. 31
Замысел роли складывается у актера не только под воздействием его собственных зрительно-чувственных представлений, но также и вследствие влияния видений режиссера, художника, композитора, партнеров.
Яркое мысленное представление окружающего мира и человеческих характеров составляет предпосылку всякого художественного творчества. К. Паустовский в своей книге о писательском труде «Золотая роза» утверждает, что «существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. Если писатель, работая, не видит за своими словами того, о чем пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые, даже стертые слова приобретают новизну, действуя на читателя с разительной силой и вызывая у него те мысли, чувства и состояния, которые писатель хотел ему передать»'.
Известно, что, еще не зная ни фабулы, ни будущего построения романа, Тургенев уже «видел» своих героев. Он обычно начинал работу над романом с составления подробных биографических справок для каждого из персонажей. Из многочисленных художественных средств писатель предпочитал диалог и портрет, т. е. то, что дает возможность зримо, реально нарисовать образ.
Тургенев признавался, что действующих лиц своих прозаических произведений он определял как для пьесы: такой-то, столько-то лет, так одевается, походка такая-то...
0 своем видении будущих героев говорил Гёте: «Вдохновляющие нас образы являются перед нами, говоря: „мы здесь..."».
А. С. Пушкин писал:
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей,
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут...
Иногда и музыканты во время творческого процесса «видят» воображаемых людей. Известный русский композитор А. И. Гречанинов рассказывал, что ;многие персонажи его опер и романсов являлись ему еще до того, как он приступал к работе. Например, прежде чем написать оперу «Добрыня Никитич», Гречанинов увидел образ своего героя — Добрыни. Композитор говорил, что часто различные люди вызывали в нем музыкальное ощущение2.
Таким образом, не только актеры, но и целый ряд писателей, композиторов и художников получает толчок для творческого процесса от видения своих героев, от зрительного их представления.
Перед нами стоит задача найти возможность наиболее эффективно и плодотворно использовать самые различные педагогические ходы, пробуждая в актере стремление пойти по пути «от себя к образу» и вооружая его умением искать и «себя в роли».
1.Паустовский К. Собр. соч., т. 2. М., 1958, с. 566.
2. Из воспоминаний моей бабушки, сестры композитора, урожденной Гречаниновой. — Ю. С.