Стр. 19
существующего или прежде существовавшего друга и мое отношение к нему. Вспоминаю, что при встрече с ним я, предположим, пожал руку и обнял его. Вспоминаю чувства и мысли, которые возникли у меня в этот момент. Эти чувства, мысли и действия я и отношу к «сценическому» другу. В результате у меня постепенно появляется вера в то, что это не просто мой партнер, а близкий мне человек, друг.
Меняя свое отношение к окружающей обстановке и к своим партнерам, актер начинает и поступать иначе. А так как характер человека выявляется в его поступках, то, изменяя поступки, актер изменяет и свой характер. Создавать роль – это значит прежде всего менять отношения, нужнее для роли. Сценический образ – это моё (актера) видоизмененное отношение к миру.
В реальной жизни, действуя в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с незнакомыми людьми, человек меняется, становится как бы другим. Существует тип людей, которые, преображаясь, подражают какому-то знакомому человеку. К примеру, находясь в какой-либо ответственной ситуации (в незнакомой аудитории, компании, у начальства), эти люди робеют, боятся быть самими собой и начинают бессознательно подражать поведению старшего брата, знакомого, друга — кого-то, кто в жизни более самостоятелен, чем они сами.
Известный психолог Т. Шибутани подметил: «...способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях (жить в обществе) зависит от его способности становиться в воображении различными людьми. Интересно, что, когда субъектам, находящимся в гипнотическом трансе, давалось задание стать кем-то другим, они часто принимали роли своих знакомых. Одна женщина, например, играла роль приятельницы, которой она очень
завидовала» 1.
Многообразие заложено в. самой природе человека. Вот как об этом говорит один из персонажей пьесы Пиранделло: «Каждый из нас напрасно воображает себя „одним", неизменно единым, цельным, — в то время как в нас „сто", „тысяча" и больше видимостей... словом, столько, сколько их в нас заложено. В каждом из нас сидит способность с одним 'быть одним, а с другим — другим!»2
Т. Шибутани как бы продолжает эту мысль. Он пишет: «Участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться (интуитивно) к требованиям окружающих. Он вынужден подавлять некоторые свои импульсы или направлять их по другим каналам»3.
Поведение человека зависит от тех требований, которые нала» гают на него окружающие его люди. Согласно этим требованиям он и действует. Меняется окружение — меняется и поведение человека. При этом одни люди меняются разительно, как бы надевают маску другого человека, другие — «чуть-чуть».
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 123.
2 Пиранделло Луиджи. Пьесы. М., 1960, с. 370.
8 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 57.