Стр. 11

выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, че­рез которые преломляются все внешние воздействия.

Большое распространение получают этюды самого разнообраз­ного характера, позволяющие активизировать личное отношение актера к происходящему.

Наиболее популярен в современной актерской практике ход к образу «от себя». Сторонники другого пути — «от образа» — обви­няют своих противников в снижении требований к актерской техни­ке, однообразии, отсутствии яркости и т. д.

Нам кажется, что часто представители крайних точек зрения совершают одну и ту же ошибку. Они останавливаются в первой точке своего пути: в одном случае это актерское «я», во втором случае —«образ», который в этой ситуации может быть изображен только внешне. Но опасности второго варианта сегодня менее страшны, так как они легче обнаруживаются. Кино и телевидение сделали неприемлемым грубый наигрыш, потребовали от актера большей тонкости исполнительского мастерства. А вот первый слу­чай несколько сложнее. Сторонники пути «от себя» ссылаются на К. С. Станиславского, который говорил: «„Я", именно ,,я'' и преж­де всего „я" должен, благодаря „если бы", погрузиться в обстоя­тельства пьесы». Большинство актеров это и делают. А о том, что Станиславский считал это первым, но далеко не окончательным этапом в работе над ролью, забывают. Между тем поминание ро­ли под себя, под свою актерскую индивидуальность не может не беспокоить. И не случайно это волнует многих мастеров советского театра, принадлежащих к разным поколениям, к разным направ­лениям в театре. «Если актер остановился на „я" в предлагаемых обстоятельствах и дальше не идет, подгоняя все под свое „я", — это беда театра»1, — пишет Г. А. Товстоногов,

Р. Н. Симонов считал, что важна не только правдивость актера на сцене, — вопросы создания образа, характера приобретают не­обычайную остроту, как и способность актера к перевоплощению2.

Весь свой темперамент отдавал борьбе с безобразностью Алек­сей Дмитриевич Попов, считая, что «главное, о чем сейчас необхо­димо серьезно задуматься, — это о пренебрежении к эмоциональ­ной и образной стороне сценического искусства, которое лришло за последние годы на сцену... Если только попытаться сейчас опреде­лить слабое звено в нашей актерской и режиссерской практике, то я бы определил его как безобразье»3.

Об этом же говорил « П. Марков: «Принцип „идти от себя" зачастую понимается чрезвычайно примитивно, и некоторые акте­ры, добиваясь естественности и правдивости на сцене, остаются только самими собой в предлагаемых обстоятельствах, а не ставят

1 Товстоногов Г. А. О профессии режиссера, изд. 2. М., 1967, с. 245.

2 См.: Симонов Р. Н. О театрах «переживания» и «представления». «Театр», 1956, № 8, с. 57—61.

8 «Проблема образа в сценическом творчестве». Материалы занятий твор­ческой лаборатории нар. артиста СССР А. Д. Попова, вып. I. М., 1959, с. 45.