Особенности потребностно-мотивационной сферы личности спортсменов, ее формирование

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побуждение обеспечивает активность и направленность поведения, а регуляция обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Психические процессы, свойства и состояния, рассмотренные нами ранее, обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с мотивацией и мотивами.

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двух смыслах: 1) мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.; 2) мотивация – это характеристика процесса, обеспечивающего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами – мотивирование. Таким образом, мотивацияэто совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Это поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?».

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае речь идет о психологических свойствах субъекта поведения (о его мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п.), а во втором – о внешних условиях и обстоятельствах его деятельности (о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации). Все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренних и внешних причин поведения.

Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Потребности и желания человека могут стать актуальными под влиянием определенной ситуации, а активизация потребностей приводит, в свою очередь, к изменению восприятия человеком данной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому, сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс, в котором человек и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого взаимного влияния является реально наблюдаемое поведение.

В отличие от мотивации, мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее простая классификация по отношению мотивов к деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними мотивамипо отношению к этой деятельности (например, стремление получить хорошую оценку своей работы). Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутреннимимотивами(например, интерес к решению задачи).

Есть и другие основания для классификации мотивов. Например, по уровню осознания мотивы делятся на осознаваемые и неосознаваемые. То есть, человек может сознательно двигаться к цели, но может и не знать, что побуждает его поступать и действовать определенным образом. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам.

В процессе образования мотива можно выделить несколько шагов:

· с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

· осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;

· реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

Мы видим, таким образом, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Процесс «узнавания» потребностью собственного предмета называется опредмечиванием. Опредмечивание – это акт, в котором рождается мотив.

Потребность же представляет собой первичный уровень активности живых существ, организующий и направляющий познавательные процессы и поведение. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в предметах материальной и духовной культуры, в общении. Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Для того чтобы понять это различие, достаточно проанализировать простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо преобразовывается в психологическое состояние – потребность.

Одной из основных характеристик потребности является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм. Приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психологические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Потребность есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа жизни и условий жизнедеятельности, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и материальными, духовными, социальными. Для развития человека как индивида достаточно удовлетворить его физические и органические (биогенные) потребности, однако для нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей.

Согласно Х.Хекхаузену, потребность понимается как некая гипотетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, проявляется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Цель воспринимается человеком как образ желаемого будущего, ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.

С жизненными целями связан уровень достижений личности, «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность достижения цели, называют фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами на пути к достижению цели или, когда они воспринимаются как таковые.

Потребности, мотивы и цели – основные составляющие мотивационной сферы человека (рис.1.).

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

 

Более гибкой является мотивационная сфера человека, который, в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива, может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, у одного человека потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера будет более гибкой.

Следующая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

В плане воздействия, создание мотивов можно обозначить как мотивирование. Мотивирование – это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать – это, значит, создать влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность в этом случае выступает как внутренний, а цель – как внешний аспект мотивации. Мотивировать людей – это, значит, затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Проблема изучения мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности.

При изучении мотивации важно следующее. Взаимодействие личности с ситуацией (спортсмена с конкретным видом спортивной деятельности) следует рассматривать как процесс взаимовлияния личности на ситуацию и ситуации на личность (спорта на спортсмена и спортсмена на спорт). Действия субъекта (спортсмена) влияют на ситуационные переменные, которые, в свою очередь меняют личностные переменные (свойства, процессы, состояния). В результате такого взаимодействия возникает циклический процесс непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект, деятельность и ситуация обусловливают друг друга.

Для спорта является важным то, что проявление мотивации связано со способностями. Способности определяют мотивационную сферу, и испытывают на себе ее влияние, как в содержательном, так и в динамическом отношении. Качественный состав и уровень функциональных возможностей человека обусловливают обычно и формирование соответствующих потребностей и интересов.

В исследовании болгарского психолога А. Петкова мотивация понимается как системное личностное качество. Автор полагает, что мотивационное отношение личности к объективной действительности подчиняется закону причинно-следственных отношений. По его мнению, в человеческой деятельности существует некоторая специфика в проявлении этого закона, так как здесь сказывается влияние фактора цели. Цель придает специфический характер проявлению закона причинно-следственных отношений. Между целью (ее появлением) и ее реализацией может проходить довольно длительное время, в течение которого и проявляется мотивация личности. Именно этим можно объяснить продолжительные (в течение нескольких лет) занятия людей спортом, направленные на достижение определенных целей.

В силу своей действенности мотивация представляется своеобразным функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Сила мотивации, ее направленность обусловлены характером объекта (его значимостью для субъекта) и отношением субъекта к нему. Свойства данного предмета, объекта мотивации и то, как они будут воздействовать на личность, зависят от того, в какое отношение они вступят с личностью. Их значение и роль определяется и местом в мотивации как функциональной системы, и местом компонента в этой системе. В одном случае субъект может оказаться нереактивным по отношению к ним, в другом – даже противостоять их воздействиям, а в третьем – показать намного более высокую реактивность. Здесь можно говорить, что мотивация как функциональная система зависит не только от внешних, но и от внутренних факторов.

Мотив и мотивация имеют различное объяснение. Мотивы не всегда осознаются субъектом и поэтому за мотивы иногда принимаются вторичные факторы, например, эмоции. Например, спортсмену не хочется идти на тренировку, а у него нет желания тренироваться сегодня. В этом случае мы говорим: «У спортсмена нет желания» и отождествляем с понятием «мотив». Но ведь отсутствие желания у спортсмена это вторичный процесс это уже следствие, которое может быть обусловлено множеством факторов.

Мотив и мотивация, выступающие движителями активности личности, имея много общего, в то же время имеют и существенное различие. Мотивация представляется объемной по содержанию и значению психологической категорией, чем мотив, и является «пружиной» деятельности. Именно мотивация как состояние побуждает спортсмена заниматься длительное время (годами) спортом, преодолевая многочисленные трудности, достигая спортивного совершенства. Отечественный исследователь спортивной мотивации Р.А. Пилоян дает следующее определение ей: «Мотивация – особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата».

По сравнению с мотивацией мотив имеет более узкое значение -И.А.Джидарьян. По мнению автора в мотиве фиксируется психологическое содержание, тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации человека. Мотив может быть сформирован на основе соотнесения доминирующей потребности с одной из составляющих единиц деятельности. Формирование мотивации более сложный процесс, охватывающий комплекс субъект-объектных связей, включающих предмет деятельности.

Для спортивной практики (при управлении мотивацией спортсменов) представляются интересными положения, сформулированные на основе многолетних исследований X. Хекхаузеном. Эти положения заключаются в следующем:

1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид – среда».

2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции.

3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям мотивов (характеру, силе). Возможны различные иерархии мотивов у разных людей.

4. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т.е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив становится действенным.

5. Мотив остается действенным до тех пор, пока либо не достигается целевое состояние, либо целевое состояние не перестанет угрожающе удаляться, либо условия ситуации не сделают другой мотив более насущным.

6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс регулирующий, направляющий действие человека на достижение целей.

7. Мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта до и после выполнения действия.

8. Деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. От мотивации зависит использование субъектом функциональных способностей человека.

Мотивация является одной из актуальных проблем в спорте, потому что именно мотивация побуждает человека к занятиям конкретным видом спорта. Она выступает движителем спортсмена в стремлении к достижению высоких спортивных результатов.

При исследовании мотивов занятий спортом у тяжелоатлетов, Б.В.Кимейша показал следующее. Мотивы занятий тяжелой атлетикой оказывают влияние на эффективность спортивной деятельности с первых дней занятий и связаны со многими социально-психологическими характеристиками личности. По мере взросления спортсмена и роста спортивного мастерства происходит усиление спортивной мотивации. Автор указывает на необходимость формирования спортивной мотивации на первых этапах занятий спортом.

Интересным для спортивной практики является исследование спортивной мотивации Г.Б. Горской. При обследовании яхтсменов высокой квалификации автором показаны существенные различия в мотивации рулевых и шкотовых. Знание индивидуальных особенностей спортивной мотивации дает возможность тренеру управлять комплектованием составов и обеспечивать благоприятный психологический климат в них, что в конечном счете оказывает положительное влияние на результативность их деятельности.

При изучении спортивной мотивации юношей и девушек Г.Б. Горская, Т.Е. Лапко показали, что юноши имеют более высокие показатели стремления к достижению и поощрению, чем девушки. У девушек несколько выше показатель потребности в общении. На основании проведенных исследований авторы предлагают программу тренинга мотивации достижения и причинных схем как компонента психологического обеспечения их подготовки. В работе с девушками основным направлением считается повышение у них уверенности в своих силах, в работе с юношами – формирование понимания взаимосвязи достижений с собственными усилиями.

При изучении роста спортивного мастерства и факторов его, обуславливающих В.А. Сальниковым установлено следующее. Для спортсменов, быстро выполнивших нормативные требования мастера спорта, характерна меньшая заинтересованность (уровнем мотивации) в достижении выдающихся результатов в сравнении со спортсменами медленно двигающимися к спортивным вершинам. Результаты автора указывает на необходимость реализации принципа индивидуализации при управлении формированием у спортсменов мотивации достижения.

При изучении мотивов у учащихся разного возраста В.А. Зобков приводит данные об определяющей роли мотивационной сферы учащихся как субъект-объектной связи на уровне деятельности, в становлении отношения к деятельности, дополняют психологическое знание о мотивационной сфере учащихся данными о соотношении различных мотивов на разных возрастных этапах. Авторы указывают на следующее. Для личности как субъекта общественно полезной деятельности характерно социально-адекватное отношение к деятельности. Для личности как субъекта престижного самоутверждения свойственен социально-неадекватный тип отношений к деятельности, в структуре которого доминирует потребность в лично-престижном самоутверждении. Для становящейся личности младшего школьника характерна потребность в двигательной, эмоциональной активности, в самовыражении и общении. Исследование В.А. Зобкова готовности спринтеров-легкоатлетов к соревновательной деятельности показало, что мотивация и самооценка юных спортсменов выступают значимыми факторами состояния готовности, управление которыми позволяет наиболее успешно осуществлять предсоревновательную подготовку юных спортсменов.

Для начала спортивной тренировки требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий спортсмена перешагнуть барьер комфорта и начать переживать все ощущения, возникающие при крайних степенях утомления и напряжения. Мерой выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет сила мотивов, побуждающих спортсмена к деятельности, уровень его мотивационного состояния как величины побуждения к выполнению трудной нагрузки. Уровень мотивации к работе имеет двойственный характер. С одной стороны, долговременный (сила мотива достижения цели), с другой – ситуативный.

Отставленность конечных целей спортивной тренировки (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.п.) на значительный срок приводит зачастую к потере перспективы и снижению интереса к тренировке, без которой (спортсмен это хорошо понимает) достижение поставленных целей невозможно. Такое снижение мотивационного состояния (или рабочей мотивации), происходящее в очень короткие промежутки времени, выступает началом как внутренних конфликтов (не нравится план работы, место тренировки, сроки соревнования, вызывает сомнение методика тренировки), так и межличностных (тренер слишком придирчив, спаринг-партнеры слишком настойчивы, соперники бесцеремонны и т.п.), которые являются отражением изменившихся отношений спортсмена к основным факторам спортивной деятельности.

Это выражается в изменении в первую очередь таких составляющих мотивации, как удовлетворенность деятельностью, уверенность в правильности методики тренировки, активность в деятельности, надежда на успех. Суммарное изменение названных составляющих, представляя собой, изменение отношений спортсмена (имеющих ту или иную эмоциональную окраску), есть изменение уровня мотивации, побуждения к деятельности (мотивационного состояния).

У спортсменов мотивация – побуждение к действию, играет большую роль. Однако при этом необходимо учитывать, что для достижения цели в конкретном соревновании спортсмен должен мотивироваться самым сильным мотивом иерархии, который может реализоваться в данных условиях. Такой мотив активизируется и становится действенным.