Тема 7. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы для обсуждения по теме:

1. Система методов и способов административно-правового воздействия.

2. Понятие принуждения по административному праву и его виды.

 

Основные понятия:

Методы управления –способы и средства целенаправленного воздейст-вия на участников управленческих отношений с целью реализации функций управления и решения поставленных задач. Следует различать: а) методы управленческой деятельности, направленные на организацию работы аппарата управления; б) методы, выражающиеся в осуществлении воздействия на внешние объекты управления.

Административные методы управления –воздействие на поведение управляемых объектов, опирающееся на власть руководителя и базирующееся на принуждении или на возможности его применения (лицензирование, регистрация, стандарты, уставы, регламенты, приказы, инструкции и т.п.). Без этого метода невозможно обеспечить порядок, стабильность в управляемой сфере.

Экономические методы управления –целенаправленное воздействие на экономические (материальные) интересы личности, коллектива, государства в целях достижения оптимальных результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами (налоги, цены, кредиты, прибыль, заработная плата и т.п.).

Убеждение –метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения их сознательности, организованности и дисциплинированности.

Принуждение –метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих противоправные действия, выражающийся в применении в установленных правовыми нормами отрицательных последствий морального, материального или физического характера.

Административно-предупредительные меры –способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов.

Основания для их применения наступление определенных, особых условий, как связанных, так и не связанных с неправомерным деянием человека (проверка документов, введение карантина и др.).

Меры административного пресечения –способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения (пресечения) административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения его к ответственности.

Административно-восстановительные меры –меры, применяемые в целях восстановления прежнего положения вещей, существующего до совершения правонарушения, возмещения причиненного ущерба.

Административное принуждение –метод принудительного обеспече-ния должного поведения физических и юридических лиц в сфере государственного управления в целях исполнения общеобязательных правил и норм в конкретной области жизнедеятельности общества (охрана природы, безопасность дорожного движения и т.п.).

Административная юрисдикция –урегулированная законом деятель-ность уполномоченного органа государственного управлении, должностного лица по разрешению индивидуальных дел, связанных с административно-правовыми отношениями физического либо юридического лица с государственным органом при осуществлении им своих полномочий.

Административно-правовые методы управления –способы практи-ческой реализации задач и функций исполнительной власти. Эти методы используются субъектами управления в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции. Методы своеобразный управленческий инструментарий, используемый конкретными государственными органами (должностными лицами) для решения стоящих перед ними задач.

Административный акт –индивидуальный акт управления право-применительного характера, который направлен не на установление административно-правовых норм, а на их исполнение (применение).

Информационное обеспечение –совокупность процессов по подготовке и представлению специально подготовленной информации для решения управленческих задач.

Меры административного воздействия –принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должност-ными лицами к физическим и юридическим лицам в целях предупреждения и пресечения установленных законом правил и норм в различных сферах общества.

Решение управленческое –волеизъявление органа государственного управления на основе анализа и оценки управленческой ситуации, направ-ленное на достижение определенной цели, предусматривающее средство на ее осуществление.

 

Задания:

1. Перечислите, какие меры убеждения используются органами исполнительной власти в ходе реализации своих полномочий.

Приведите практические примеры реализации мер убеждения в отношении государственных служащих, военнослужащих, студентов государст-венных вузов.

2. Приведите примеры поощрительных предписаний, содержащихся в КоАП. Одновременно определите, в чем заключаются сходство и различия поощрений, льгот и привилегий.

3. Составьте перечень должностных лиц, имеющих право беспре-пятственного доступа на территорию коммерческих и некоммерческих организаций.

4. Составьте проект приказа ректора учебного заведения по стимулированию (моральному и материальному) постоянного и переменного состава в преддверии Дня науки.

5. Сгруппируйте меры административного принуждения, применяя-емые в отношении юридических лиц.

6. Дайте определение мер административного предупреждения и пресечения. Приведите не менее 10 примеров данных мер и определите, что может служить основанием для их применения.

7. Составьте перечень мер административного принуждения, применяемых в отношении транспортных средств граждан и юридических лиц с указанием основания их применения и нормативно-правовой основы.

8. Подготовьте эссе, в котором выскажите Ваше мнение о допус-тимых пределах применения административного принуждения в отношении граждан и юридических лиц.

9. Соотнесите следующие понятия: «принуждение по админист-ративному праву» – «административное принуждение»; «применение огнестрельного оружия» – «использование огнестрельного оружия». Приведите практические примеры.

10. Подготовьте доклад с анализом имеющихся, на Ваш взгляд, нарушений законности при применении органами исполнительной власти мер административного принуждения в отношении граждан.

11. Перечислите, какие меры принуждения и на основании каких нормативных правовых актов могут применять сотрудники:

· налоговых инспекций:

· МЧС;

· лесного хозяйства;

· санитарно-эпидемиологической службы;

· милиции.

12. Подготовьте реферат по проблеме применения должностными лицами органов государственного управления таких мер принуждения, как наложение ареста на имущество и изъятие вещей и документов.

13. Назовите нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется стимулирование деятельности государственных служащих.

return false">ссылка скрыта

14. Назовите виды государственных наград и юридические основания награждения.

 

Задачи и ситуации:

1. Гражданка Сидорова в течение нескольких месяцев обращалась с заявлением по месту работы, в милицию, в СМИ о том, что работающий вместе с ней Пинчук якобы пытается ее изнасиловать, посылая ей гипнотические взгляды. Кроме того, он якобы уже дважды ночью проникал через стену в ее квартиру. Пинчук обратился к участковому инспектору милиции Романову, который, изучив сложившуюся ситуацию, принял решение о принудительном лечении Сидоровой в психиатрической больнице и организовал ее доставление туда. Дочь Сидоровой через 2-е недели, узнав о случившемся, подала жалобу на незаконные действия Романова и главврача психбольницы.

Дайте юридический анализ правомерности действий всех участников данной ситуации. Как белорусское законодательство трактует принудительное лечение психических больных?

2. Сотрудники милиции попросили пассажира метро Акулика открыть его дорожную сумку и предъявить ее содержимое. Он не стал препираться и выполнил их просьбу. Вечером того же дня Акулик направил жалобу начальнику органа внутренних дел, в которой указал, что сотрудники милиции превысили свои полномочия. Согласно статье 25 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» досмотр вещей производится в тех случаях, когда они могут являться вещественными доказательствами. Новый КоАП об этом ничего не говорит. Никаких противоправных действий Акулик не совершал.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Превысили ли сотрудники свои полномочия?

Как бы Вы на месте начальника ОВД ответили на жалобу?

В чем Вам видится несовершенство законодательства, определяющего основания досмотра вещей граждан?

3. Водитель автомобиля «ВАЗ–21093» Махов нарушил правила обгона, вследствие чего был остановлен инспектором ДПС Ворониным. Внешние признаки (запах алкоголя, путаная речь) явились основанием считать, что Махов пьян, хотя он категорически это отрицал. Инспектор изъял водительское удостоверение, составил протокол о задержании транспортного средства и направил автомобиль с другим инспектором на охраняемую стоянку. Посадив с собой Махова в служебный автомобиль, инспектор повез его на медицинское освидетельствование состояния опьянения.

Законны ли меры, примененные к Махову?

Раскройте правовой механизм применения данных мер.

4. Государственный санитарный врач города принял решение о временном отстранении от работы повара столовой, являющегося носителем возбудителей инфекционного заболевания.

Правомерны ли действия санитарного врача?

В каком нормативном акте урегулирован данный вопрос?

Эту меру следует отнести к мерам административного предупреждения или пресечения?

5. Инспектор ДПС остановил автомобиль, управляемый Рыжиковым. Водитель вышел навстречу инспектору и демонстративно отпил несколько глотков из бутылки с водкой, сообщив при этом, что решил отдохнуть, а затем закрылся в автомобиле. Подъехавший наряд ДПС вскрыл автомобиль и доставил Рыжикова в дежурную часть РОВД. На следующее утро он был отпущен домой и предупрежден, что должен явиться завтра в 10.00 утра к начальнику ГАИ для разбирательства дела. Поскольку Рыжиков к назначен-ному времени не явился, он был подвергнут приводу.

Дайте юридический анализ ситуации.

6. Инспектор госпожнадзора в выходной день пытался пройти на территорию предприятия для обследования складских помещений. Однако ведомственная охрана не пропустила его на объект.

Имел ли право представитель госпожнадзора пройти на территорию предприятия в выходной день?

Имели ли право сотрудники охраны не пропустить представителя этой службы?

К каким группам мер административного принуждения можно отнести осуществление надзора за соблюдением требований пожарной безопасности?

7. Военнослужащий внутренних войск МВД Республики Беларусь доставил Кирова в дежурную часть РОВД. Основанием задержания послужил тот факт, что при проверке документов он предъявил паспорт, в котором одна страница была испорчена чернилами, и прочитать ее было невозможно. Киров обратился в суд с жалобой на незаконное задержание. Суд признал действия военнослужащего незаконными, поскольку ст. 8.2 ПИКоАП не предусмат-ривает такого основания для задержания.

Дайте юридическое заключение по делу.

8. К Вам обратились за консультацией по следующим вопросам:

· как можно классифицировать меры административного пресечения по цели и способу воздействия?

· какие меры административного принуждения могут применяться к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками?

Дайте консультацию.

9. Студенту Малинину был задан вопрос: «Какие меры административного пресечения Вы знаете»? Ответ был следующим:

· изъятие оружия;

· наложение штрафа;

· лишение специального права;

· проверка документов;

· личный обыск;

· доставление;

· составление протокола;

· депортация;

· конфискация;

· предупреждение.

Были ли допущены ошибки?

10. Капитан милиции Зубов, проходя вечером через парк Горького, увидел троих мужчин, распивавших на скамейке спиртные напитки и сквернословивших. Зубов сделал замечание. В ответ один из них, Петин, нецензурно выругался в адрес Зубова и бросил в него пустой бутылкой. Зубов подошел к компании и, ударив Петина, принял меры к его задержанию, остальные собутыльники убежали. В ОВД выяснилось, что Петин – военнослужащий, офицер. Начальник ОВД задержал Петина на 24-е часа и подверг его штрафу.

Каков характер мер, принятых Зубовым и начальником ОВД?

Дайте логически правильную и юридически обоснованную оценку действий по разрешению данной ситуации.

11.Сотрудник милиции застиг на месте преступления гражданина Иванчика, который совершил кражу ювелирного изделия из магазина. Однако Иванчик пытался убежать.

Какие в данном случае меры административного принуждения имеет право применить сотрудник милиции?

Нормативные правовые акты:

· Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. — Мн.: Амалфея, 2007.

· Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. — Мн.: Амалфея, 2007.

· О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993г. (В ред. Закона от 25 ноября 2004г.) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1993. — № 21. — Ст.252; НР ПА Респ. Беларусь. — 2004. — №190. — 2/1092; 2006. — №122. — 2/1259.

· О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц: Закон Республики Беларусь от 21 июня 1991г. (С измен. и дополн. от 21 октября 1994г., 13 июля 2000г.) // Ведомости Верхов. Совета Белорусской ССР. — 1991. — № 23. — Ст.311; Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1994. — № 33. — Ст.558; НР ПА Респ. Беларусь. — 2000. — № 69. — 2/188.

· О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999г. ( В ред. Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 1999. № 52. 2/49; 2006. №107. 2/1235.

· Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // НР ПА Респ. Беларусь. 2007.№ 173. 2/1360.