Тема 3. ГРАЖДАНЕ, ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И БЕЖЕНЦЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Вопросы для обсуждения по теме:
1. Административно-правовой статус человека и гражданина.
2. Специальные административно-правовые статусы граждан: понятие, особенности, виды.
3. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших правонарушения и преступления.
Основные понятия:
Субъектадминистративного права -- носитель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами. Для того чтобы стать субъектом административного права необходимо обладать административной правосубъектностью, под которой понимают юридическое свойство, выражающееся в наличии у лица (организации) прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами.
Административно--правовой статус -- комплексная, интеграционная категория, отражающая сложные взаимодействия личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи, урегулированная в основном нормами административного права.
Гражданство Республики Беларусь– устойчивая политико--правовая связь лица с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство каждого человека оформляется индивидуально, подтверждается паспортом и иными документами, устойчиво и не может быть изменено произвольно.
Правоспособность административная– установленная администра-тивно-правовыми нормами и охраняемая государством возможность гражданина или юридического лица (организации) вступать в администра-тивно-правовые отношения, приобретать соответствующие права и нести обязанности.
Дееспособность административная– способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
Она может быть общей и специальной.
Деликтоспособность– способность гражданина нести ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.
Физические лица– граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. Сюда же относятся граждане, выступающие как участники отношений в связи с осуществлением профессиональной или иной социальной деятельности (рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры и т.п.).
Иностранный гражданин– физическое лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Беженец– лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны.
Военнослужащий– гражданин, проходящий военную службу по призыву или контракту.
Жилище– любое помещение, которое предназначено или приспособлено для постоянного или временного проживания. В это понятие можно включить и служебные помещения, приспособленные для жилья. Жилищем является любая жилплощадь независимо от ее правового положения.
Гражданские права и свободы– основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества.
Заявление– способ реализации конституционного права гражданина на обращение; официальное, обычно письменное, обращение лица (нескольких лиц, коллектива и т.п.) в государственный орган или к должностному лицу, содержащее просьбу или пожелание; просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, либо сообщение с нарушением нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, либо критика деятельности должностных лиц.
Предложение-- это обращение граждан, направленное на совер-шенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.
Жалоба– устное или письменное обращение в государственный орган или к должностному лицу по поводу нарушения прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Честь–одно из охраняемых законом в Республике Беларусь нематериальных благ, связанных с принадлежностью гражданина к обществу, нахождением его в определенной социальной среде. Понятие «честь» неразрывно связано с категориями «достоинство» и «деловая репутация», в равной мере охраняемая законом.
Обжалование– Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан на подачу жалобы, как в административном, так и в судебном порядке.
Административный порядок– жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, чьи действия обжалуются. Если гражданин выбрал неправильный адресат жалобы, она пересылается в течение пяти дней в орган, уполномоченный ее разрешить. Запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которого подана жалоба. Предусмотрены дифференцированные сроки рассмотрения жалоб. Они могут быть рассмотрены безотлагательно, не позднее 15 дней со дня получения; до одного месяца – в случаях, когда требуется дополнительное изучение. Сроки рассмотрения в порядке исключения могут быть продлены, но не более чем на месяц с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.
Судебный порядок– предельный срок обращения с жалобой в суд – три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящей инстанции в удовлетворении его жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.
Обязанности человека и гражданина в Республике Беларусь– мера должного поведения человека в обществе (также входит в правовой статус) и необходимая для поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод.
Ответственность– важнейший институт социальной организации, основанный на применении мер принуждения к исполнению или мер взыскания (воздействия) за нарушение социальных норм, регулирующих поведении е и порядок отношений в обществе.
Вид на жительство– документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также на свободный въезд или выезд. Одновременно является и документом, удостоверяющим личность.
Репатриация– возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории других государств.
Гражданская инициатива– форма локальной, чаще всего ограниченной по целям и времени деятельности, спонтанной коллективной организации граждан для взаимопомощи или защиты своих интересов от ущемляющих их решений властей в политической и экономической областях.
Общественное объединение– некоммерческая организация, основанное на членствеобщественное объединение, созданное на основе общественной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.
Петиция– разновидность обращений граждан. Происходит от латинского слова «petitio» – просьба.
Религиозное объединение– добровольное объединение совершеннолетних верующих граждан одной конфессии, создаваемое в целях совместного удовлетворения религиозных потребностей.
Фонд– форма некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные или иные общественно полезные цели.
Коммерческая организация– организация, являющаяся юридическим лицом и преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан– изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Все государственные органы и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.
Задания:
1. На основе классификации по юридическим основаниям перечислите основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти, а также укажите нормативные правовые акты, где они закреплены, и порядок их реализации.
2. Подготовьте доклад с анализом проблем обеспечения прав и свобод граждан в административно-правовой сфере в Республике Беларусь.
3. Назовите, от каких факторов зависят объем и содержание адми-нистративной правоспособности, и в качестве примера сошлитесь на нормативные правовые акты, предусматривающие их.
4. Подготовьте реферат по проблеме приема в гражданство Республики Беларусь.
5. Найдите и перечислите статьи Особенной части КоАП, составы которых устанавливают ответственность должностных лиц органов МВД и Министерства обороны за нарушение прав и обязанностей граждан.
6. Объясните, могут ли существовать какие-либо препятствия при реализации гражданами своих прав и обязанностей в сфере исполнительной власти. Если они существуют, то приведите несколько примеров в сочетании с правовым разрешением сложившейся ситуации.
7. Составьте судебную жалобу на неправомерные действия налогового инспектора по поводу уклонения от подачи декларации о доходах гражданина.
. В городе Минске резко возросло количество обращений граждан в мэрию с требованиями принять меры в отношении большого числа бродячих собак на улицах города. Статистика показала, что за последние три года число пострадавших выросло в два раза. От этой ситуации особенно страдают дети.
В связи с опасностью сложившейся обстановки Мингорисполком запросил рекомендации специалистов о путях решения проблемы. Специалистами предложено следующее:
· ввести всем школьникам принудительную прививку от бешенства (на случай собачьего укуса), как когда-то от оспы.
· сделать прививку только домашним животным, а для борьбы с бездомными собаками силами городского общества охотников и рыболовов создать бригады для ликвидации бродячих собачьих стай.
Дайте юридическое экспертное заключение по этим предложениям с точки зрения соответствия статьям раздела II Конституции Республики Беларусь.
Задачи и ситуации:
1. Пермяков, обучающийся на платной основе в негосударственном вузе, за систематические пропуски занятий без уважительных причин был отчислен из вуза после неоднократного наложения на него различных дисциплинарных взысканий. Несмотря на то, что при отчислении Пермякова ректор руководст-вовался соответствующими положениями устава вуза, Пермяков обжаловал это решение в суд. В своей жалобе он указал, что, во-первых, не имеет акаде-мических задолженностей и, во-вторых, произвел оплату обучения до конца учебного года.
Имел ли право в этом случае Пермяков подать жалобу в суд? Ваше решение по данной жалобе.
2. Выпускник БГУ Лимонов, не найдя работы по специальности, обратился в службу занятости для признания его безработным. В течение 4 дней ему было предложено 3 варианта работы по его специальности. Все варианты по субъективным причинам его не устроили. В связи с этим в признании безработным ему было отказано. Лимонов обратился с жалобой в суд.
По Вашему мнению каково будет решение суда?
3. Депутат Могилевского областного Совета Никифоров, возвращаясь вечером домой, зашел в кафе и выпил по случаю своего дня рождения 200 граммов водки. У самого дома его остановил наряд милиции для проверки документов. Депутат был водворен в медицинский вытрезвитель, где пробыл до утра. Утром начальник РОВД принес ему свои извинения за недоразумение и выпустил его. Никифоров направил жалобу начальнику УВД и прокурору города.
Какие права были нарушены в данной ситуации?
Правомерны ли действия должностных лиц ОВД?
Как должны поступить начальник УВД и прокурор?
4. Грачева, мать семилетнего ребенка, решила отдать его учиться в лицей с углубленным изучением математики. Директор лицея отказал, объясняя ей, что в соответствии с уставом лицея прием детей допускается с 8-летнего возраста. Посчитав это объяснение формальным поводом, Грачева обжаловала решение директора в Министерстве образования.
Имела ли право Грачева обжаловать решение директора лицея в Министерство образования?
Какое решение может быть принято по этой жалобе?
5. Пенсионер Дергачев обратился в отдел соцобеспечения с заявлением о предоставлении ему льгот. Заявление он передал секретарю отдела лично и попросил его зарегистрировать. Через неделю он позвонил, чтобы узнать о результатах. Оказалось, что оно не рассматривалось, поскольку в заявлении не было указано место жительства Дергачева, и в силу этого оно было признано анонимным. Возмущенный пенсионер обжаловал данное решение главе администрации, указав в жалобе, что его заявление было изначально принято и зарегистрировано, при этом никто не указал ему на недостатки в его оформлении. Кроме того, как полагал Дергачев, его заявление не могло быть признано анонимным, поскольку было им лично подписано и содержало его паспортные данные.
Проанализируйте данную ситуацию и определите, являлось ли заявление Дергачева анонимным?
В каких случаях письменное обращение гражданина может быть признано анонимным?
Какое решение по жалобе следует принять главе администрации?
6. Жукова направила председателю облисполкома письмо, в котором просила решить вопрос о приеме ее как участника войны в дом-интернат для престарелых. Она также сообщила, что с аналогичной просьбой уже обращалась к мэру города, но получила необоснованный отказ. Свое обращение непосредственно к председателю облисполкома Жукова объяснила тем обстоятельством, что в облисполкоме нет четкой информации, к кому и в какие часы можно обращаться. По ее мнению, председатель облисполкома должен обратить внимание на улучшение системы информирования граждан.
Какие виды обращений содержатся в этом письме?
Какое решение должен принять губернатор?
8. С разрешения заместителя главы городской администрации в непосредственной близости от школы началось строительство автозаправочной станции. Инициативная группа родителей подготовила жалобу на это решение в суд. Однако в суде отказались принять жалобу к рассмотрению, объяснив родителям, что:
· во-первых, коллективные жалобы не подлежат рассмотрению судом;
· во-вторых, им следует сначала обратиться с жалобой к главе городской администрации.
Дайте правовую оценку данной ситуации.
Что можно сделать на месте родителей школьников в данной ситуации?
8. Гражданин Седов право на отсрочку от призыва на военную службу получил в 18 лет, когда учился в колледже. После окончания поступил на юридический факультет БГУ, а затем продолжил обучение в аспирантуре. Но менее через год он получил повестку из военкомата. Седов от призыва уклонился, считая решение о призыве неправомерным, нарушающим его права.
Дайте разъяснение по сложившейся ситуации.
9. Студентка Климова, защищаясь от пытавшихся ее ограбить нетрезвых молодых людей, применила аэрозольное устройство(нервно-паралитического действия). В итоге один из нападавших был доставлен в больницу. Поскольку лицензии на право приобретения этих устройств у нее не было, работники милиции конфисковали этот и другой имевшийся у Климовой аэрозольный баллончик. Посчитав действия сотрудников милиции незаконными, Климова обжаловала их в вышестоящий орган внутренних дел.
Дайте правовую оценку данной ситуации.
Как бы Вы разрешили эту жалобу?
10. С разрешения заместителя главы городской администрации в непосредственной близости от школы началось строительство автозаправочной станции. Инициативная группа родителей подготовила жалобу на это решение в суд. Однако в суде отказались принять жалобу к рассмотрению, объяснив родителям, что, во-первых, коллективные жалобы не подлежат рассмотрению судом и, во-вторых, им следует сначала обратиться с жалобой к главе городской администрации.
Дайте правовую оценку ситуации.
Что можно сделать на месте родителей школьников в данной ситуации?
Может ли гражданин Республики Беларусь быть ограничен в праве на выезд из Беларуси? Кто и в каком порядке оформляет и выдает гражданам документы на въезд и выезд из страны?
Обоснуйте ответ ссылками на соответствующие статьи Конституции Республики Беларусь и нормативные правовые акты.
11. Какие способы защиты гражданами своих прав и свобод допускаются Конституцией Республики Беларусь (в каких статьях) и в других нормативных правовых актах (каких именно)?
12. Какой порядок организации проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования установлен действующим (и каким именно) законодательством: уведомительный или разрешительный? В чем различие и сущность каждого из них?
13. Изучите Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и дайте характеристику трем режимам правового статуса иностранных граждан: «временное пребывание», «временное проживание» и «постоянное проживание».
Какие обязанности возлагают нормативные правовые акты на работодателей, пригласивших иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности?
Что является основанием аннулирования выданного иностранному гражданину разрешения на работу, и влечет ли автоматически для него обязанность покинуть Беларусь?
14. На основе анализа Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» раскройте понятие, цели и состав общественного объединения.
15. Какие виды и организационно-правовые формы общественных объединений предусмотрены законодательством Республики Беларусь? Укажите конкретные нормативные акты. Приведите по два примера реально существующих разновидностей (видов) и организационно-правовых форм общественных объединений.
16. Сформулируйте понятие административно-правового статуса общественного объединения и раскройте его содержание со ссылками на конкретные статьи Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях».
17. Кем и в каком порядке регистрируются уставы политических партий и иных общественных объединений, а также их отделений; некоммерческих организаций: благотворительных, религиозных, молодежных и детских, профсоюзных? С какого момента общественное объединение считается созданным? Ответ обоснуйте ссылками на конкретные статьи соответствующих законов.
18. Какие статьи Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» раскрывают содержание их административно-правового статуса?
19. Существуют ли законодательные ограничения военнослужащих в деятельности общественных и религиозных объединений, политических партий?
В чем различие между политической партией и общественным движе-нием?