И ОТНОШЕНИЯ

Вопросы для обсуждения по теме:

 

1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

2. Способы осуществления реализации административно-правовых норм.

3. Административно-правовое отношение: понятие, структура, виды и особенности.

4. Механизм социально-правовой защиты субъектов административно-правовых отношений: средства, способы и формы.

 

Основные понятия:

Административно-правовые нормы – это установленные или санкцио-нированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.

Структурными элементами административно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – это часть нормы административного права, которая содержит указания на конкретные условия (фактические обстоятельства), при наступлении которых вступает в силу административно-правовая норма (ее диспозиция).

Диспозиция – это часть административно-правовой нормы, в которой описывается само правило поведения, а именно, определяются права и обязанности субъектов административного права, устанавливаются возможные варианты их поведения (регулятивные административно-правовые нормы), описывается неправомерное деяние и (или) его последствия (охранительные административно-правовые нормы).

Санкция – это часть нормы административного права, предусмат-ривающая последствия нарушения данной нормы, определяющая вид и размер ответственности за нарушение диспозиции административно-правовой нормы.

Материальные административно-правовые нормы– нормы, опреде-ляющие и закрепляющие административно-правовой статус (правовое положение) участников регулируемых управленческих общественных отношений.

Процессуальные административно-правовые нормы– нормы, опреде-ляющие порядок (процедуру) практической реализации участниками регулируемых отношений, закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав, т.е. тех юридических возможностей, которые им предоставлены нормами административного права.

Административно-юрисдикционные нормы– нормы, регламенти-рующие порядок рассмотрения и разрешения во внесудебной форме административно-правовых способов, а также порядок применения мер административного принуждения при отсутствии спорных ситуаций.

Административно-процедурные норы– нормы, регламентирующие процессуальные действия позитивного характера, повседневно осуществляемых в практической деятельности органов управления (должностных лиц). Например, понятие актов управления, разрешительные или регистрационные действия.

Обязывающие нормы– нормы, содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий в условиях, предусмотренных данной нормы.

Запрещающие нормы– нормы, содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмот-ренных нормой.

Уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные нормы– нормы, предусматривающие возможность действовать в пределах, определяемых нормой, по усмотрению участников регулируемых отношений.

Стимулирующие нормы– нормы, обеспечивающие должное поведение участников регулируемых отношений с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия.

Рекомендательные нормы– нормы, не имеющие юридического характера и характеризующиеся в качестве советов. Но они могут иметь и иное значение, т.е. выступать в роли указаний.

Реализация норм– практическое использование административно-правовых норм в целях регулирования общественных отношений.

Использование административно-правовых норм– точное следование участников регулируемых отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм– властная деятель-ность органов государственного управления по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных ситуаций или индивидуально-определенных дел.

Административные правоотношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения управленческого характера, в которых стороны выступают носителями взаимных юридических прав и обязанностей, установленных и обеспеченных указанной нормой.

Структура административного правоотношения – системная совокупность взаимосвязанных обязательных элементов. Она представлена субъектами (сторонами, участниками) административного правоотношения, объектом, по поводу которого возникает административное правоотношение, содержанием, т.е. совокупностью субъективных прав и обязанностей участников правоотношения, ответственностью субъектов за нарушение прав и невыполнение обязанностей, предусмотренных административным правоотношением.

Виды административно-правовых отношений:по характеру связей между сторонами: вертикальные и горизонтальные; по характеру юридических фактов: отношения, порождаемые правомерными фактами и отношения, порождаемые неправомерными фактами (деликтами); по содержанию: материальные и процессуальные; по способу защиты: в досудебном и судебном порядке.

Юридический факт– предусмотренное в административно-правовой норме обстоятельство, являющееся основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Они делятся на действия и события.

Механизм административно-правового регулирования– совокуп-ность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. Механизм административно-правового регулирования состоит из совокупности определенных элементов, от успешного использования которых государственная воля переводится в фактическое поведение субъектов административных правоотношений. Все элементы механизма размещены в определенной последовательности.

Структура механизма административно-правового регулирования– это административно-правовые нормы (действие данного механизма всегда начинается с издания административно-правовой нормы); акты толкования административно-правовых норм (имеется в виду только официальное толкование, в процессе которого устраняются все противоречия и пробелы в определенном массиве правовых актов, регулирующих конкретный вид общественных отношений); акты применения норм административного права (носят индивидуальный характер, имеют определенного адресата, вызывают возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений); административно-правовые отношения;законность, правосознание, юридические факты.

Административное законодательство– система законодательства, формируемая в рамках отрасли административного права и создающая нормативно-правовую основу организации и деятельности системы органов государственного управления и исполнительных структур в других ветвях власти по реализации функций государственного управления, включая обеспечение безопасности граждан, общества, государства.

Систематизация административного законодательства– деятельность по приведению нормативных правовых актов в единую, упорядоченную систему.

Инкорпорация административного законодательства– форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью или частично в различного рода сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). В зависимости от юридической силы издаваемых сборников инкорпорация делится на официальную и неофициальную.

Консолидация законодательства– форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.

Кодификация законодательства– форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.

Источники административного права– юридический термин, служащий для обозначения форм выражения и закрепления административно-правовых норм. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Сложность отношений, возникающих в процессе деятельности исполнительной власти, требует разработки и принятия многих законов и подзаконных нормативных актов. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права. Например, немало законов и подзаконных нормативных актов содержат одновременно нормы конституционного, гражданского, финансового, административного и других отраслей права.

Наука административного права– система научных взглядов, идей, знаний, понятий, представлений об управленческих явлениях, их связи и развитии. Наука административного права изучает закономерности и особенности государственного управления и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительную практику.

Задания:

1. Специфической, ярко выраженной особенностью норм административного права является их категоричность (императивность). Раскройте сущность императивности этих норм, подтверждая ее практическими примерами.

2. На основе анализа нормативных правовых актов по вашему усмотрению приведите примеры статей, где изложены:

· гипотеза и диспозиция;

· только диспозиция, а гипотеза подразумевается или отсутствует;

· диспозиция и санкция;

· гипотеза, диспозиция и санкция.

3. Выберите из актов, являющихся источниками административного права, не менее двух примеров:

· регулятивных и охранительных норм;

· обязывающих, запрещающих, уполномочивающих;

· материальных и процессуальных норм.

4. Найдите в нормативных правовых актах рекомендательные нормы административного права. Каково Ваше мнение о целесообразности их применения?

5. Назовите элементы отграничения административно-правовых отношений от гражданско-правовых и уголовно-правовых.

6. Раскройте роль юридических фактов в административном праве. Дайте им подробную характеристику и приведите примеры.

7. Статья 26 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» устанавливает, что: «сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным».

Проанализируйте статью и структуру предусмотренной ею нормы. Какова эта норма по целевому назначению?

8. В юридической литературе предложена классификация админист-ративно-правовых норм по способам регулирования: нормы-задачи, нормы-указания, нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-учредители, нормы-поручения, нормы-стимулы, нормы-рекомендации, нормы-стандарты и нормативы (Ю.А. Тихомиров. Курс административного права и процесса. – М., 1998. – С. 197).

Каково Ваше отношение к данной классификации?

 

Задачи и ситуации:

1. Петров, находясь в Москве, отказался выплатить сумму штрафа за безбилетный проезд, мотивируя отказ тем, что он гражданин Республики Беларусь и подчиняется только предписаниям законов Беларуси.

Оцените действия сторон. Что понимается под компетенцией субъектов административно-правовых отношений?

2. Дайте характеристику приведенным юридическим фактам и возникающим на их основе административно-правовым отношениям. Факты таковы:

· В семье Гаврилика сыну Ивану исполнилось 18 лет.

· У дочери Гаврилика родилась дочь и на семейном совете ее решили назвать Светой.

· Супруга Гаврилика по конкурсу была принята на работу в институт.

· Через 10 дней пришло письмо из деревни: умер дедушка Ивана.

2. Житель Минска вместе с гражданином США Джоном Б. распивали спиртные напитки на Октябрьской площади. При задержании Джон оказал сопротивление и был доставлен в милицию в наручниках. В РУВД Цент-рального района г. Минска, куда он был доставлен, он потребовал встречи с послом.

Оцените действия сторон. Как надлежит отнестись к требованию гражданина США? Являются ли все иностранцы субъектами административно-правовых отношений?

3. Инспектор ГАИ лейтенант милиции Шустов составил протокол об административном правонарушении водителя Сергеева, превысившего более чем на 20 км/час разрешенную скорость движения. В соответствии с частью 1 ст. 18.13 КоАП инспектор наложил на Сергеева штраф в размере одной базовой величины.

Какими нормами руководствовался инспектор: материальными или процессуальными?

4. Олег В., четырнадцати лет, был задержан контролером за безби-летный проезд и доставлен в опорный пункт милиции, где, продержав три часа, его отпустили.

Оцените действия сторон. Является ли Олег субъектом административно-правового отношения?

5. Председатель Гомельского облисполкома издал распоряжение «Об экстренных мерах по уборке урожая». Согласно данному распоряжению все автотранспортные предприятия без исключения были обязаны выделить по 2 специально оборудованных автомобиля для перевозки зерна.

Дайте юридическую оценку возникшим правоотношениям. Обоснуйте правомерность изложенных административно-правовых норм.

6. Как правило, ежегодно постановлением Правительства Республики Беларусь в целях рационального использования работниками выходных и праздничных дней несколько выходных дней переносятся на будние дни с тем, чтобы совместить их с праздничными днями.

Учитывая, что порядок предоставления выходных дней определяется Трудовым кодексом и им же устанавливаются нерабочие праздничные дни, можно ли указанные положения постановления Правительства Республики Беларусь отнести к административно-правовым нормам?

Являются ли нормы, содержащиеся в таких постановлениях, импера-тивными или рекомендательными?

Необходимо ли дублировать подобные положения постановления локальными актами (приказами) организаций?

Если в организации не издан ответствующий приказ, возможно ли ее работникам совмещать для отдыха выходные и праздничные дни?

Могут ли быть перенесены выходные дни в отдельных организациях, если не издано соответствующее постановление Правительства Республики Беларусь?

7. Как правило, ежегодно постановлением Правительства Республики Беларусь в целях рационального использования работниками выходных и праздничных дней несколько выходных дней переносятся на будние дни с тем, чтобы совместить их с праздничными днями.

Учитывая, что порядок предоставления выходных дней определяется Трудовым кодексом и им же устанавливаются нерабочие праздничные дни, можно ли указанные положения постановления Правительства Республики Беларусь отнести к административно-правовым нормам?

Являются ли нормы, содержащиеся в таких постановлениях, императивными или рекомендательными?

Необходимо ли дублировать подобные положения постановления локальными актами (приказами) организаций?

Если в организации не издан ответствующий приказ, возможно ли ее работникам совмещать для отдыха выходные и праздничные дни?

Могут ли быть перенесены выходные дни в отдельных организациях, если не издано соответствующее постановление Правительства Республики Беларусь?

8. Назовите виды административно-правовых отношений. Приведите примеры вертикальных и горизонтальных, материальных и процессуальных административных отношений и покажите их различие.

9. Выберите по своему усмотрению из любого источника какую-либо административно-правовую норму и на ее основе смоделируйте административно-правовое отношение.

Назовите все элементы структуры этого административно-правового отношения: субъекты; объект; содержание (права и обязанности субъектов, характер их взаимоотношений – метод правового регулирования в данном правоотношении); юридический факт, порождающий это правоотношение; способ правовой защиты, предусмотренный законодательством.

10. Просмотрите несколько номеров «Национального реестра правовых актов» за текущий год (можно и за предыдущие годы) и назовите для примера по пять законов, декретов и указов президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь и нормативных правовых актов министерств, являющихся источниками административного права. Докажите, что они являются источниками именно административного права, а не какой-либо другой правовой отрасли.

К каким административно-правовым институтам относятся избранные нормативные правовые акты?

. Покажите на конкретных примерах различия и взаимосвязь понятий «виды» и «формы» источников административного права.

12. Определите место следующих легальных понятий в системе административного права: должностное лицо, государственный служащий, исполнительная власть, система органов государственного управления, компетенция, административный арест, административное правонарушение.

Найдите источник, предусматривающий соответствующую норму – дефиницию.

Нормативные правовые акты:

· О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национальн. собрания Респ. Беларусь. — 1998. — № 29-30. — Ст. 466.

· О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национальн. собрания Респ. Беларусь. — 2000. — № 5. — Ст.40.

· О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национальн. собрания Респ. Беларусь. — 2000. — № 4. — Ст. 39.

· Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // НР ПА Респ. Беларусь. — 2007. — № 173. — 2/1360.