Анализ ассортимента и структуры продукции
Ассортимент - это группа товаров тесно связанных между собой в силу схожих функций, или тем, что их продаются одним и тем же клиентам, или в рамках одного и того же диапазона цен, с указанием объемов по каждому виду (ассортиментной группе).
С аналитическими целями выделяют ассортиментные группы: полный, групповой и внутригрупповой ассортимент; обязательный (профилирующий) и другой ассортимент и т.д.
Номенклатура – это систематизированный перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием с указанием их кодов по ОКПП, а также шифров изделий.
Структура – это соотношение отдельных видов продукции (ассортиментных групп) в общем её выпуске.
Ассортимент продукции предприятия и её структура должны ориентировать хозяйствующий субъект на выпуск продукции востребованной покупателями, быть нацеленными на формирование своей клиентуры, на более эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Целью анализа ассортимента и структуры продукции предприятия является установление их оптимальности в интересах максимизации прибыли.
Анализ ассортимента продукции предприятия включает:
1. Оценку выполнения плана в натуральном и стоимостном измерении;
2. Изучение динамики выпуска и реализации отдельных видов продукции;
3. Разработку конкретных мероприятий, направленных на формирование оптимального ассортимента.
Выполнить план по ассортименту означает выпустить продукцию по заданной номенклатуре. Продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом в выполнение плана по ассортименту не засчитывается.
Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции и её реализации по ассортиментным группам.
Способы оценки выполнения плана по ассортименту:
1. По способу наименьшего процента;
2. По удельному весу изделий план по которым выполнен;
3. По способу наименьшего процента, рассчитываемого делением общего фактического выпуска и реализации продукции в пределах плана, на общий плановый объем выпуска и реализации продукции.
Третий способ оценки выполнения плана по ассортименту является наиболее точным, но он трудноприменим в условиях многономенклатурного производства.
Пример 3.На основании следующих данных о работе предприятия, определим степень выполнения плана по ассортименту в процентам, каждым из вышеперечисленных способов.
Таблица 2.3.
Данные о работе предприятия в отчетном периоде
Вид продукции | ![]() ![]() | Процент выполнения плана | Засчитывается в выполнение плана, тыс. руб. |
А | 8 000 7 200 | 7 200 | |
Б | 30 000 30 750 | 102,5 | 30 000 |
В | 3 000 2 400 | 2 400 | |
Итого | 41 000 40 350 | 98,4 | 39 600 |
Решение:
Выполнение плана по ассортименту составляет:
1. По способу наименьшего процента – 80% (см. таблицу);
2. По удельному весу изделий план по которым выполнен – 33,3% (из трех видом продукции план выполнен по одному виду);
3. По способу среднего процента – 96,6% [(39 600 : 41 000) х 100%].
Отклонение от плана по ассортименту приводит к изменению структуры продукции, т.к. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.
В свою очередь изменение структуры произведенной и реализованной продукции оказывает влияние на все важнейшие экономические показатели предприятия: объем выпуска и реализации в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность).
Так, при увеличении удельного веса более дорогой продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, даже при сокращении объема выпуска в натуральном выражении, как правило, возрастает и прибыль, снижается материалоемкость и наоборот.
Анализ структуры продукции включает:
1.Оценку выполнения плана по структуре продукции;
2.Изучение влияния структурных сдвигов на объём товарной продукции и другие экономические показатели;
3.Разработку практических мероприятий по формированию оптимальной структуры продукции.
Выполнить план по структуре означает обеспечение сохранения в фактическом выпуске запланированного соотношения её видов. Анализ проводится традиционным способом сравнения.
Методы расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции и другие экономические показатели:
1. Методы прямого счета:
Ø по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске;
Ø по всем изделиям по проценту выполнения плана.
2. Метод средних цен;
3. Методы детерминированного факторного анализа.
Порядок применения этих методов достаточно подробно раскрыт в некоторых работах, посвященных анализу, в том числе в работе Любушина Н.П. и др. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия».