ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Мы часто клеймим чужие недостатки, но

редко, пользуясь их примером, исправляем свои

Ф. Ларошфуко

Коррекционную педагогику можно рассматривать как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в качестве самостоятельной науки. Методология и теоретические основы решения выдвигаемых проблем в отечественной дефектологии признаются зарубежными специалистами крупными достижениями в мировой специальной психологии и педагогике. Однако, как никогда, актуальным становится необходимость перехода от политики в области образования на макроуровне к практике на микроуровне.

Слово “дефектология”, на первый взгляд, не вызывает больших сомнений и трудностей в понимании: дефектология – изучение дефектов. Однако у несведущих людей может возникнуть ряд вопросов: “Каких дефектов? В чем? Где?” и т.д. Во всех областях производства в связи с наличием брака могут существовать свои “дефектологии”. Тем не менее в подавляющем большинстве стран мира этот термин не применим в педагогическом значении, так как в нем основной акцент делается на выявлении отклонений в развитии, а не на их устранении; на недостатках, а не на позитивных сторонах личности. Данную область теоретико-практических знаний вместо дефектологии представляют коррекционная педагогика, специальная психология и специальная педагогика, лечебная педагогика, ортопедагогика, реабилитационная (восстановительная) педагогика, эрготерапия, или оккупационная терапия и др. Тем не менее, в каждой из них объект и предмет изучения имеет определенные отличия.

В словаре-справочнике “Дефектология” (1996, 2005) дается следующая формулировка: «дефектология – это наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания». Объектом изучения дефектологии являются “аномальные дети”. Термин этот сейчас бурно дискуссируется. Вместо него используется много альтернативных названий: дети с особыми образовательными потребностями; с особенностями психофизического развития (наиболее распространенный в Республике Беларусь в настоящее время); с отклонениями в развитии; с патологией развития; с дизонтогенезом (нарушение индивидуального хода развития – онтогенеза); с трудностями в обучении; с недостатками в умственном и физическом развитии; лица с ограниченными возможностями здоровья (российский вариант) и др.

Однако сам термин «аномальный» (от греч. неправильный) не содержит в себе ничего оскорбительного. Любое слово, в зависимости от того, кто и как его произносит, может и ранить, и подбодрить. В словаре мы найдем следующие определения: аномальные дети – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. «Дети-инвалиды – дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности». (В гуманистическом плане испанское слово «инвалид» вообще звучит ужасно – человек, не имеющий цены; получается, что есть полноценные люди (товары), неполноценные и инвалиды).

В настоящее время на территории бывшего Советского Союза отмечается переименование дефектологии в коррекционную (специальную) педагогику и психологию, а также наблюдается расширение как предмета (психофизические особенности и закономерности обучения и воспитания), так и объекта изучения науки («аномальные дети»).

Абсолютно ясно, что проблемы врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений и последствий, вызванных ими, не исчезают в связи с “завершением” периода детства. В ряде случаев они даже усиливаются после окончания специальной школы. Следовательно, расширение объекта дефектологии (коррекционной педагогики) имеет место за счет увеличения возрастного диапазона охватываемого контингента: не только дети, но и подростки, взрослые. Расширение предмета детерминируется изменением условий жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств коррекции в настоящее время по сравнению с обучением и воспитанием в стенах специальной школы-интерната.

Предмет коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) – виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (на дефект).

Объект изучения коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) – психические и физические нарушения, а не их носители. Хотя в процессе реальной практической работы, несомненно, учитываются все индивидуальные и типологические особенности.

Активно развивается и третий вариант коррекционной педагогики, которая выросла не из классической дефектологии, а из проблем современной социальной психологии и педагогики (А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, Г.Ф. Кумарина, И.П. Подласый и др.). В качестве предмета своего изучения этот вариант коррекционной педагогики рассматривает “процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков” (Гонеев А.Д. и др., 1999). Объектом коррекционной педагогики А. Д. Гонеев называет ребенка с 4 “Д”: наличие дефекта, перенесенная в детстве депривация, наличие школьной дезадаптации и проявление девиации в поведении.

По определению, данному Г.Ф. Кумариной (2001), коррекционная педагогика – это область педагогического знания, предметом которой являются разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. При этом объектом выступают ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой и не обусловлены факторами, связанными с органической этиологией, явления социально-психологической, школьной дезадаптации.

И.П. Подласый в «Курсе лекций по коррекционной педагогике» (2002) еще больше увеличивает разрыв между коррекционной педагогикой и дефектологией в понимании и определении предмета и объекта изучения.

Специальную педагогику (альтернативное название дефектологии, коррекционной педагогики) Н.М. Назарова и др. (2000) определяет как теорию и практику специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Даже в обновленном варианте предмет и объект специальной педагогики наиболее близок дефектологии.

До возникновения педагогики специальной школы воспитание и обучение аномальных детей было предметом лечебной педагогики. Основные положения ее строились на теории и практике психической ортопедии и сенсомоторной культуры. Термин «лечебная педагогика» широко употреблялся в немецкой литературе XIX века, в начале ХХ века был распространен среди русских, а затем советских психиатров. Существует несколько определений этого направления. Так, «Психолого-педагогический словарь» характеризует лечебную педагогику как отрасль педагогической науки, разрабатывающую теорию и практику сочетания лечебных и педагогических средств воспитания и подготовки к жизни детей с отклонениями в развитии (Автор-составитель: В.А. Мижериков, 1998). Здесь же указывается, что основная идея лечебной педагогики заключается в том, что при разумном сочетании физиотерапии, психотерапии, специального режима с обучением доступным знаниям и привитием навыков труда, культуры поведения и т.д. возможно развитие таких детей. В настоящее время название «лечебная педагогика» считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области в педагогической науке и малоупотребительным.

Термин «педагогика лечебная» иногда используется как синоним валеологии, и обозначает интегрированную медико-педагогическую науку, которая занимается проблемой разработки щадящих педагогических технологий, системы здоровьесохраняющего обучения.

Состояние здоровья, функциональные возможности и качество жизни – это три понятия, которые в последнее время чаще всего объединяются термином «здоровье». Определение границ здоровья (отрицательных в момент смерти, положительных в момент счастья, деятельного состояния) зависит от того, кто оценивает его: пациент, лечащий врач или посторонний наблюдатель. В современной зарубежной литературе подчеркивается влияние здоровья как физического, психологического, социального и материального благополучия на качество жизни. В понятие здоровья включается размер доходов, позволяющий поддерживать определенный уровень жизни; свобода перемещения, которая зависит от состояния здоровья; и качество окружающей среды, которая может губительно или благотворно влиять на здоровье.

Понятие качества жизни, по данным разных авторов, включает: удовлетворенность человека своим физическим, психическим и социальным благополучием; способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни во всех ее аспектах; оно определяется тем, насколько болезнь не позволяет пациенту жить так, как он хотел бы. Болезнь, по меткому определению Карла Маркса, – это стесненная в своей свободе жизнь. Из этого следует, для того, чтобы выздороветь, надо жизнь выпустить на свободу. В данном случае значительную роль играет эрготерапия.

Эрготерапия, или оккупациональная терапия (Occupational therapy – OT; названия происходят от понятий «работа», «занятость», «деятельность»), занимается развитием психофизических функций человека (как инвалидов, так и здоровых людей) посредством вовлечения в активную деятельность с целью восстановления и максимального использования его способностей и возможностей. Сущность эрготерапии – специфическое выполнение отобранных видов деятельности и соответствующих техник для того, чтобы анализировать и лечить последствия болезни и недееспособности. Также как и дефектолог, эрготерапевт имеет дело только с вторичными и третичными нарушениями, а не с первичным дефектом; с последствиями болезни, а не с ней самой.

В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия “специальная педагогика” и “специальное образование” (Special Education). Эти названия, как отмечает Н.М.Назарова, сообразуются с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Они подчеркивают личностную ориентированность этой области педагогики, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека. Специальная педагогика (в международном аспекте) охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвестным и широко употребляемым среди зарубежных специалистов, однако и термин «специальный» у нас больше привязан к специальности, чем английскому значению – «особый», «индивидуальный». По-нашему мнению, обозначения «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика» на территории бывшего Советского Союза будут параллельно существовать еще относительно долго, и в ближайшее время их не удастся окончательно развести, хотя предпосылки для этого все созрели.

Родственные науки используют одни и те же термины и понятия, порой вкладывая в них различный смысл. Так, например, “дефект” с латинского языка переводится как недостаток, нарушение, т.е. все эти три слова выступают по отношению друг к другу как синонимы, и замена одного другим означает лишь изменение формы, но не содержания. Однако даже в разъяснении этих понятий обнаруживаются различия с отечественной и международной точек зрения, представленной в документах Организации Объединенных Наций.

Дефект– физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка (Дефектология: словарь-справочник, 1996). По определению Всемирной Организации Здравоохранения, “дефект – постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее”. В документах ООН нарушение относится к любой потере или аномалии психической, физиологической или анатомической функции, структуры (Права человека и инвалиды. ООН. Нью-Йорк, 1993). Недостатокопределятся как неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью, что рассматривается в учебно-воспитательном процессе как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека. Под инвалидностьюв мире понимается любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой, а нетрудоспособностью – ограничительные обстоятельства или недостатки, проявляющиеся на уровне социальных и экономических функций.

Закономерно возникает вопрос, что представляет собой норма? Как известно, норма(лат.) – это установленная мера, средняя величина чего-либо. По И. П. Павлову, норма – физиологическая мера здоровья, при котором структура и функция соответствуют усилиям существования организма. Содержание нормы зависит от культуры и существенно меняется со временем. В связи с этим существует проблема нормы и ее вариантов (норма реакций, социально-возрастная норма, эмоциональная норма и др.). Норма носит весьма относительный характер. Так, по данным ряда авторов, от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению вследствие несформированности структур головного мозга. Переход на более ранний срок начала обучения может впоследствии привести к снижению уровня интеллекта и, следовательно, к хронической неуспеваемости в дальнейшем. Это объясняется тем, что если в первых классах ребенок не способен в должной мере усваивать требуемый объем знаний в силу объективных причин (несформированность структур головного мозга), то эти знания у него и не появятся, а будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться.

Наряду с первичными нарушениями, обусловливающими недостаточность той или иной деятельности и недоразвитие тех или иных сторон, отмечается отягощенность современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными влияниями, соматическими заболеваниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы в развитии ребенка. В последние годы все большее беспокойство среди медиков вызывает минимальная мозговая дисфункция, которая, по данным Республиканского института охраны материнства и детства, достигает 80%.

Понятие патологии качественно отличается от понятия нормы. Патология – это, прежде всего, биологический процесс появления нового качества. Патологическое состояние детерминирует перестройку личности, ее социальные подструктуры, вплоть до полного распада, что имеет место при грубых формах слабоумия. При патологии нет как абсолютно локальных, так и абсолютно общих процессов. Патология – это единство общего и локального. Данное понятие настолько сложно, что невозможно ограничиться одной законченной формулировкой.

Отклонения в развитии нельзя рассматривать изолированно, их следует оценивать как выражение различных отдельных симптомов, связанных между собой. Нормальным развитием считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию (Томас Й. Вейс, 1992, с.31).

Согласно современному подходу, о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т.е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

В международной практике постепенно формируется убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую помощь, а не коррекцию.

 

Литература для самообразования

 

Варенова Т.В. Коррекционно-реабилитационные возможности эрготерапии //Дэфекталогiя. 2001. № 3.

Вейс Т. Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхил-общинах. М., 1992.

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1996.

Коррекционная педагогика в начальном образовании /Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001.

Кумарина Г.Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: Концептуальные основания дексрипторов //Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. Вып.3.

Права человека и иедагогика: Концептуальные основания дексрипторов //Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. Вып.3.

Права человека и инвалиды. Доклад Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1993.

Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.