Тема: Повесть о Петре и Февронии
1. Что известно об авторе Повести Ермолае-Еразме? Каковы его общественно-политические взгляды? В чем их созвучие идеям гуманистов?
2. Композиция Повести: на какие части можно разделить ее текст?
3. С какими жанрами русского фольклора можно сопоставить Повесть? Сравните Повесть с волшебной сказкой и новеллистической сказкой о мудрой деве (по работе Р.П.Дмитриевой).
4. Какие элементы житийного канона сохраняются в Повести? Что свидетельствует о святости Петра и Февронии?
5. Какие идеи высказывает автор в предисловии?
6. Стиль “психологической умиротворенности” в Повести (по работе Д.СЛихачева).
7. Повесть как притча (по работе Н.С.Демковой)
Литература:
Памятники литературы Древней Руси: конец XIV-первая половина XVI века. М., 1984.
Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2000. Т. 9.
Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1 (статья Ермолай-Еразм).
Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 253-259.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Л., 1970. С. 104-106.
Демкова Н.С. Средневековая русская литература. СПб., 1997. С. 77-103.
Практическое занятие № 7.
Тема: Житие протопопа Аввакума
1. Церковные реформы XVII в. Старообрядческое сопротивление в 1650-1680-е гг.
2. Биография протопопа Аввакума.
3. Аввакум как писатель-новатор. В чем выражается это новаторство в языке, стиле, жанре?
4. Исповедальность Жития.
5. Что роднит Житие протопопа Аввакума с древнерусской житийной литературой?
6. “Открытие характера” в Житии (образы Аввакума, Анастасии Марковны, Афанасия Пашкова и др.).
7. Символизм Жития.
8. Черты смеховой культуры в Житии.
Литература:
Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М., 1989.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М, 1960.
Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой СПб., 1994.
Пустозерская проза. М., 1989.
Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 299-312.
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 59-71.
Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 457-475.
Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. С. 172 и далее.
Практическое занятие № 8.
Сатирическая повесть 17 века
1.Сатирическая повесть как новый демократический жанр.
2.Содержание «Повести о Шемякином суде»
3. Основной конфликт произведения.
4. Художественные средства «Повести…»
5. «Повесть о Ерше Ершовиче» как образец жанра пародии
6. «Калязинская челобитная». Отражение ослабления авторитета церкви. Сатирические средства в произведении.
Литература:
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 59-71.