Тема: Повесть о Петре и Февронии

1. Что известно об авторе Повести Ермолае-Еразме? Каковы его общественно-политические взгляды? В чем их созвучие идеям гуманистов?

2. Композиция Повести: на какие части можно разделить ее текст?

3. С какими жанрами русского фольклора можно сопоставить Повесть? Сравните Повесть с волшебной сказкой и новеллистической сказкой о мудрой деве (по работе Р.П.Дмитриевой).

4. Какие элементы житийного канона сохраняются в Повести? Что свидетельствует о святости Петра и Февронии?

5. Какие идеи высказывает автор в предисловии?

6. Стиль “психологической умиротворенности” в Повести (по работе Д.СЛихачева).

7. Повесть как притча (по работе Н.С.Демковой)

 

Литература:

Памятники литературы Древней Руси: конец XIV-первая половина XVI века. М., 1984.

Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2000. Т. 9.

Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1 (статья Ермолай-Еразм).

Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 253-259.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Л., 1970. С. 104-106.

Демкова Н.С. Средневековая русская литература. СПб., 1997. С. 77-103.

Практическое занятие № 7.

Тема: Житие протопопа Аввакума

1. Церковные реформы XVII в. Старообрядческое сопротивление в 1650-1680-е гг.

2. Биография протопопа Аввакума.

3. Аввакум как писатель-новатор. В чем выражается это новаторство в языке, стиле, жанре?

4. Исповедальность Жития.

5. Что роднит Житие протопопа Аввакума с древнерусской житийной литературой?

6. “Открытие характера” в Житии (образы Аввакума, Анастасии Марковны, Афанасия Пашкова и др.).

7. Символизм Жития.

8. Черты смеховой культуры в Житии.

 

Литература:

Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М., 1989.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М, 1960.

Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой СПб., 1994.

Пустозерская проза. М., 1989.

Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 299-312.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 59-71.

Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 457-475.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. С. 172 и далее.

 

Практическое занятие № 8.

Сатирическая повесть 17 века

1.Сатирическая повесть как новый демократический жанр.

2.Содержание «Повести о Шемякином суде»

3. Основной конфликт произведения.

4. Художественные средства «Повести…»

5. «Повесть о Ерше Ершовиче» как образец жанра пародии

6. «Калязинская челобитная». Отражение ослабления авторитета церкви. Сатирические средства в произведении.

Литература:

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 59-71.