ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ
План лекции:
1 Общая характеристика доказательства.
2 Виды доказательств.
3 Требования к доказательствам.
4 Опровержение.
5 Правила и ошибки доказательства и опровержения.
6 Непозволительные способы защиты и опровержения.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 96 –109).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 186 – 216).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 186 – 216).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 165 – 193).
b дополнительная литература:
5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 219 – 238).
6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 226 – 265).
7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 88 – 95).
Аргументация – это мыслительная деятельность, цель которой состоит в обосновании истинности или ложности некоторого положения, выраженного суждением (высказыванием).
Доказательство– логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена.
Структура доказательства:
1 тезис – суждение, истинность которого требуется доказать;
2 основания (аргументы, доводы) – истинные суждения, с помощью которых обосновывается тезис;
3 демонстрация (форма доказательства) – способ логической связи между тезисом и основаниями.
Виды доказательств:
1 Прямое доказательство– идет от рассмотрения аргументов
к обоснованию тезиса, то есть истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами.
2 Косвенное доказательство– такое доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.
Антитезис по своей структуре бывает двух видов: антитезис (не - А) является суждением, противоречащим А; либо, если имеется несколько суждений, то антитезисом для А могут быть суждения В и С поэтому:
a Апагогическое доказательство – устанавливает истинность доказываемого тезиса путем опровержения антитезиса.
b Разделительное доказательство– это установление истинности доказываемого тезиса путем последовательного исключения всех элементов разделительного суждения, кроме одного, являющегося достаточным аргументом.
Формула разделительного доказательства:
А есть или В, или С, или Х.
А не есть В.
А не есть С.
Следовательно, А есть Х.
3 Генетическое доказательство– особый вид аргументации, заключающийся в обосновании надежности источников информации.
Требования успешного доказательства:
1 Тезис и аргументы должны быть истинными, иначе никакими способами нельзя обосновать истинность выдвинутого положения.
2 Самым сильным и неопровержимым аргументом является факт, имеющий отношение к тезису.
3 Тезис и аргументы должны быть непротиворечивыми, определенными, четкими, ясными, не содержать в себе двусмысленности.
4 Способы доказательства должны соответствовать законам логики; не допускается негласное изменение тезиса, противоречивость суждений.
5 Чтобы избежать ошибок, надо по возможности сочетать методы прямого и косвенного доказательства.
6 Каким трудным ни был процесс доказательства, необходимо сохранять хладнокровие, спокойствие, ибо при прочих равных условиях в более предпочтительном положении оказывается тот оппонент, который соблюдает выдержку.
Опровержение – это логический прием, обосновывающий ложность выдвинутого положения. Он направлен на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.
Структура опровержения:
1 тезис опровержения – это суждение, которое требуется опровергнуть;
2 аргументы опровержения – это суждение, при помощи которых опровергается тезис;
3 демонстрация – это логическая форма построения опровержения.
Виды опровержения:
I Критика тезиса направлена на показ ложности или сомнительности ранее выдвинутого исходного положения:
1 Опровержение фактами – наиболее распространенный способ опровержения, когда тезис непосредственно подвергается сомнению с помощью фактов, событий, имеющих место в действительности.
2 Сведение к абсурду– это установление ложности (противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса.
Формула такого опровержения:
Если А есть В, то С есть Х.
Но С не есть Х.
Следовательно, А не есть В.
3 Доказательство антитезиса (опровержение от противного) – такой способ, когда самостоятельно обосновывается новый антитезис, который является суждением, противоречащим опровергаемому тезису. Если в процессе рассмотрения антитезиса установили, что он верен, то по закону исключенного третьего делаем вывод, что тезис ложен.
II Критика аргументов направлена на показ несостоятельности доводов, используемых оппонентом для обоснования тезиса.
1 Прямое или косвенное опровержение аргументов– это показ их несостоятельности при помощи обращения к опыту, к фактам.
2 Доказательство ложности аргументов через закон достаточного основания. (Иногда недостаточность аргументов для обоснования того или иного тезиса пытаются преодолеть с помощью не всегда корректных высказываний: я уверен, что это событие имело место; у меня нет уверенности в существовании этого факта; я считаю и думаю, что со мной согласятся, и др).
3 Опровержение аргументов может быть осуществлено через указание на сомнительный источник информации:
a слухи,
b сплетни,
c домыслы и т.п.
Такие источники информации не могут быть надежной основой получения истинных аргументов.
III Критика демонстрации показывает ошибки в форме доказательства, отмечает отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами.
Правила и ошибки в доказательстве и опровержении представлены в таблице 6.
Таблица 6. Правила и ошибки в доказательстве
Правила | Ошибки |
По отношению к тезису | |
1 Тезис должен быть четким и ясным. | 1 Выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса. |
2 Тезис должен оставаться неизменным. | 1 Потеря тезиса. 2 Полная подмена тезиса: - доказательство другого тезиса, вместо выдвинутого первоначально; - «довод к личности»; - довод к публике. 3 Частичная подмена тезиса. |
По отношению к аргументам | |
1 Аргументы должны быть истинными. | 1.1. «Основное заблуждение» – принятие за истину ложного аргумента (показания заинтересованных лиц). 1.2. «Предвосхищение основания». |
2 Аргументы должны быть суждениями, истинность которых установлена независимо от тезиса. | 2.1. «Круг в доказательстве» тезис обосновывается аргументами, а аргументы тезисом. |
3 Аргументы не должны противоречить друг другу. | 3.1. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу. |
4 Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. | 4.1. «Слишком поспешное доказательство». 4.2. «Чрезмерное доказательство». |
По отношению к демонстрации | |
1 Любое доказательство или опровержение должно строиться по правилам соответствующего вида умозаключений. | 1.1. Нарушение правил умозаключений соответствующего вида. 1.2. «Мнимое следование»: 1 неоправданный логический переход от более узкой области к более широкой; 2 переход от сказанного с условием к сказанному, безусловно; 3 переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было. |
Непозволительные способы защиты и опровержения:
return false">ссылка скрыта1 Доказательство (довод) к личности – вместо опровержения тезиса или аргументов, или демонстрации противника дают отрицательную характеристику его личностных качеств.
2 Довод к публике – вместо обоснования истинности или ложности тезиса стремятся повлиять на чувства людей, чтобы они поверили в его истинность или ложность без доказательства.
3 «Дамский аргумент» – сведение к абсурду выдвинутого положения.
4 «Готтентотская мораль» – двойственная оценка одного и того же утверждения с целью использовать ту из них, которая в данный момент наиболее выгодна для достижения победы в споре.
5 «Бездоказательная оценка утверждений противника» – типа «ерунда», «бред» и т.п.
6 «Карманные доводы» – подмена вопроса об истинности утверждений вопросом, о вреде или опасности его.
7 «После этого, значит, по причине этого» – простую последовательность событий во времени принимают за их причинную связь.
8 «Поспешное обобщение» – рассмотрев несколько частных случаев, делают вывод о всех предметах данного класса.