Второе препятствие в обучении: нарушение постепенности

Даю массу: вы строите башню. Сначала вы делаете и закрепляете все опоры первого этажа. Потом, на них ставите второй этаж. В нём вы тоже хорошо закрепляете все опоры и конструкции. Так же — третий этаж, и так далее.

Вдруг очередной этаж рушится. Это вы, в спешке, не затянули несколько болтов на предыдущем этаже. Но это — полбеды. Вдруг, кренится вся башня — оказывается, на первом этаже забыли поставить одну опору.

Постепенность — это цепочка действий, где каждое следующее происходит, благодаря предыдущему. Это — основа любого реального процесса.

Например, чтобы съесть шоколадку, нужно

1) найти деньги,

2) подойти к магазину,

3) зайти в него,

4) купить шоколадку, и

5) — съесть её? Нет, 5) — сперва развернуть. Съесть — это 6).

Нетрудно видеть, что недоделка или пропуск любого пункта полностью исключает результат. Не верите — попробуйте!

Освоение любого предмета, темы, навыка имеет свою постепенность. Последовательность шагов. Эта последовательность — однозначна, конкретна и точна.

Курс — и есть такая последовательность. Нельзя пропустить или поменять шаги местами. Потому что, только полное освоение одного шага (навыка, идеи) делает возможным освоение следующего.

При любом нарушении постепенности, конечная способность не достигается.

Что мы тут имеем? Похожую картину.

Если в начальной школе постепенность выстроена достаточно корректно, то дальше её следы теряются в тумане. Но, даже в началке, шаги учёбы не осваиваются до конца.

Все мы — разные. Шаги — тоже разные. Общее — одно: все шаги доводятся до конечного результата.

Упражнение, которое я прошёл за два часа, кто-то может проходить месяц — но он его закончит с той же победой! Время не имеет значения — важен результат.

Поурочная система, в принципе, запрещает полное освоение шагов. Перескочить дальше, не освоив предыдущее — узаконенное школой нарушение постепенности.

Вы берётесь за новую тему или упражнение, и чувствуете: не идёт, не можете, не получается!

При этом, как и в случае с массой, возникают свои чёткие реакции: замешательство, смятение, чувство, что голова идёт кругом, ощущение беспомощности.

Если такие симптомы появились на фоне нормальной учёбы, лекарство одно — восстановить постепенность.

Нужно вернуться назад, к предыдущему шагу — туда, где ученик ещё не испытывал трудностей, где ему было всё понятно.

Вот именно тут, где-то ближе к концу, ему, на самом деле, что-то не понятно. Тут он что-то упустил, недоработал. Как только пропуск будет найден и освоен — затор исчезнет.

Возможно, упущенный шаг далеко позади. Тогда ученик уже давно скачет по верхам, учится механически, не вдумываясь в предмет.

Большинство ребят переболели этим ещё в началке или в среднем звене, и, не найдя выхода, махнули рукой и полностью самоустранились от предмета.

Они просто сидят на уроках, иногда проговаривая какие-то фразы и что-то списывая, как того требуют школьные правила игры.

Восстановить такое нарушение — значит, фактически просмотреть назад весь курс и залатать все дырки.

Вряд ли это возможно полностью, но, со своими детьми, я проделал нечто похожее — и с хорошим эффектом. Это — тема отдельного эссе.