Механизмы идентификации, аутентификации, авторизации

В данном разделе сосредоточим внимание только на специфических сетевых функциях или сервисах безопасности и на необходимых для их реализации защитных механизмах.

Чтобы почувствовать специфику распределенных систем, достаточно рассмотреть такое стандартное средство защиты, как подотчетность. Помимо других целей, записи в регистрационном журнале могут служить доказательством того, что определенный пользователь совершил то или иное действие (точнее, действие было совершено от его имени). В результате пользователь не может отказаться от содеянного и в некоторых случаях несет за это наказание. В распределенных системах действие порой совершается на нескольких компьютерах, и, вообще говоря, не исключено, что их регистрационные журналы противоречат друг другу. Так бывает, когда злоумышленнику удается подделать сетевой адрес и имя другого пользователя - значит, нужны иные средства обеспечения "неотказуемости" (невозможности отказаться) от совершенных действий.

Функции безопасности

Перечислим функции безопасности, характерные для распределенных систем, и роли, которые они могут играть.

Аутентификация. Данная функция обеспечивает аутентификацию партнеров по общению и аутентификацию источника данных. Аутентификация партнеров по общению используется при установлении соединения или иногда периодически во время сеанса. Она служит для предотвращения таких угроз, как маскарад и повтор предыдущего сеанса связи. Аутентификация источника данных - это подтверждение подлинности источника отдельной порции данных. Функция не обеспечивает защиты против повторной передачи данных.

Управление доступом. Управление доступом обеспечивает защиту от несанкционированного использования ресурсов, доступных по сети.

Конфиденциальность данных. Данная функция обеспечивает защиту от несанкционированного получения информации. Различают следующие виды конфиденциальности:

• конфиденциальность данных при общении с установлением соединения (в этом и следующем случаях защищаются вся пользовательская информация);

• конфиденциальность данных при общении без установления соединения;

• конфиденциальность отдельных полей данных (избирательная конфиденциальность);

• конфиденциальность трафика (защита информации, которую можно получить, анализируя трафик).

Целостность данных. Данная функция подразделяется на подвиды в зависимости от того, какой тип общения используют партнеры - с установлением соединения или без такового, защищаются ли все данные или только отдельные поля, обеспечивается ли восстановление в случае нарушения целостности.

Неотказуемость. Данная функция невозможности отказаться от совершенных действий обеспечивает два вида услуг:

• неотказуемость с подтверждением подлинности источника данных;

• неотказуемость с подтверждением доставки.

Побочным продуктом неотказуемости является аутентификация источника данных.

Механизмы безопасности

Для реализации функций безопасности могут использоваться следующие механизмы и их комбинации.

Шифрование. Шифрование подразделяется на симметричное с секретным ключом, когда знание ключа шифрования влечет знание ключа расшифровки, и асимметричное с открытым ключом, когда знание ключа шифрования не позволяет узнать ключ расшифровки. Различают также обратимое и необратимое шифрование. Последнее может использоваться для вычисления криптографических контрольных сумм (хэш-функций, дайджестов, имитовставок).

Электронная подпись. Механизм электронной подписи включает в себя две процедуры:

• выработку подписи;

• проверку подписанной порции данных.

Процедура выработки подписи использует информацию, известную только лицу, визирующему порцию данных. Процедура проверки подписи является общедоступной, она не должна позволять найти секретный ключ подписывающего.

Механизмы управления доступом. При принятии решений о предоставлении запрашиваемого типа доступа могут использоваться следующие виды и источники информации:

• Базы данных управления доступом. В такой базе, поддерживаемой централизованно, или на оконечных системах могут храниться списки управления доступом или структуры аналогичного назначения.

• Пароли или иная аутентификационная информация.

• Токены, билеты или иные удостоверения, предъявление которых свидетельствует о наличии прав доступа.

• Метки безопасности, ассоциированные с субъектами и объектами доступа.

• Время запрашиваемого доступа.

• Маршрут запрашиваемого доступа.

• Длительность запрашиваемого доступа.

Механизмы управления доступом могут располагаться у любой из общающихся сторон или в промежуточной точке. В промежуточных точках целесообразно проверять права доступа к коммуникационным ресурсам. Очевидно, что требования механизма, расположенного на приемном конце, должны быть известны заранее, до начала общения.

Механизмы контроля целостности данных. Различают два аспекта целостности: целостность отдельного сообщения, или поля информации, и целостность потока сообщений, или полей информации. Вообще говоря, контроль двух видов целостности осуществляется различными механизмами, хотя контролировать целостность потока, не проверяя отдельные сообщения, едва ли имеет смысл.

Процедура контроля целостности отдельного сообщения, или поля, включает в себя два процесса: один на передающей стороне, другой - на приемной. На передающей стороне к сообщению добавляется избыточная информация, которая является функцией от сообщения (та или иная разновидность контрольной суммы). На приемной стороне независимо генерируется контрольная сумма полученного сообщения с последующим сравнением результатов. Данный механизм сам по себе не защищает от дублирования сообщений. Для проверки целостности потока сообщений: защиты от кражи, переупорядочивания, дублирования и вставки сообщений - используются порядковые номера, временные штампы, криптографическое связывание, при котором результат шифрования очередного сообщения зависит от предыдущего, или иные аналогичные приемы. При общении в режиме без установления соединения использование временных штампов может обеспечить ограниченную форму защиты от дублирования сообщений.

Механизмы аутентификации. Аутентификация может достигаться за счет использования паролей, личных карточек или иных устройств аналогичного назначения, криптографических методов - когда демонстрируется знание секретного ключа, устройств измерения и анализа биометрических характеристик. Аутентификация бывает односторонней, когда клиент обычно доказывает свою подлинность серверу, и двусторонней, или взаимной. Пример односторонней аутентификации - процедура входа пользователя в систему. Для защиты от дублирования аутентификационной информации могут использоваться временные штампы и синхронизация часов в узлах сети.

Механизмы дополнения трафика. Механизмы дополнения трафика эффективны, разумеется, только в сочетании со средствами обеспечения конфиденциальности, поскольку в противном случае злоумышленнику будет очевиден фиктивный характер дополнительных сообщений.

Механизмы управления маршрутизацией. Маршруты могут выбираться статически или динамически. Оконечная система, зафиксировав неоднократные атаки на определенном маршруте, может отказаться от его использования. На выбор маршрута способна повлиять метка безопасности, ассоциированная с передаваемыми данными.

Механизмы нотаризации. Механизм нотаризации служит для заверения таких коммуникационных характеристик, как целостность, время, личности отправителя и получателей. Заверение обеспечивается надежной третьей стороной, которая обладает достаточной информацией, чтобы ее подтверждению можно было доверять. Обычно нотаризация опирается на механизм электронной подписи.

Администрирование средств безопасности

Администрирование средств безопасности включает в себя распространение информации, необходимой для работы функций и механизмов безопасности, а также сбор и анализ информации об их функционировании. Примерами могут служить распространение криптографических ключей, установка значений параметров защиты, ведение регистрационного журнала и т.п.

Концептуальной основой администрирования является информационная база управления безопасностью. Эта база может не существовать как единое, распределенное хранилище, но каждая из оконечных систем должна располагать информацией, необходимой для проведения в жизнь избранной политики безопасности.

Усилия администратора средств безопасности должны распределяться по трем направлениям:

• администрирование системы в целом;

• администрирование функций безопасности;

• администрирование механизмов безопасности.

Среди действий, относящихся к системе в целом, отметим поддержание актуальности политики безопасности, взаимодействие с другими административными службами, реагирование на происходящие события, аудит и безопасное восстановление.

Администрирование функций безопасности включает в себя определение защищаемых объектов, выработку правил подбора механизмов безопасности (при наличии альтернатив), комбинирование механизмов для реализации функции безопасности, взаимодействие с другими администраторами для обеспечения согласованной работы.

i-upravleniya-dostupom-realizatsiya-modeli-konechnogo-avtomata.html">Модели управления доступом. Реализация модели конечного автомата


Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 104; Опубликованный материал нарушает авторские права?.