Методика проведения реферативного исследования

Реферативное исследование – вид самостоятельной работы студента, результаты которой представляются в письменной форме. Основное назначение этого вида учебного произведения – показать эрудицию студента-первокурсника по одному аспекту темы курса, отражающему практическую сторону познавательной активности студента. В реферативном исследовании демонстрируется умение самостоятельно мыслить, находить, анализировать и обобщать имеющуюся у студента информацию по данному аспекту, умение выделять наиболее существенные признаки издания (СМИ), а также умение концентрировать внимание на важнейших моментах деятельности журналистов и в целом редакционных коллективов.

Для студентов первого курса рекомендуется подготовить реферативные исследования двух видов (на выбор): литературное (обзорное), включающее в себя обзор основной литературы по избранной теме-заданию и методическое, содержащее критическое рассмотрение способов и приемов изучения источника. И в первом, и во втором случае в реферативном исследовании содержатся обзорные характеристики источников, которые и являются собственно объектом изучения студентов. Особенность реферативных исследований по данному курсу в том, что в качестве источников здесь выступают средства массовой информации, редакционные документы и иные материалы, обеспечивающие и сопровождающие деятельность СМИ. А предметом исследования будут являться деятельностные процессы, так или иначе характеризующие данное СМИ.

Предлагаются следующие планы-проспекты для реферативных исследований:

1.Обзорное (литературное) исследование:

а)вводное слово о целевой установке реферативного исследования;

б)теоретическое и прикладное значение темы-задания реферативного исследования;

в)спорные вопросы – проблемы – в определении характеристик и свойств предмета;

г) новые публикации по освещению данной проблемы;

д) перспективы развития проблемы.

2.Методическое исследование:

а)вводное слово об основных задачах исследования темы;

б)анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;

в)результаты исследования;

г)выводы и предложения по существу дела.

Реферативное исследование представляется в печатном виде для рассмотрения и визирования руководителем курса. После этого, работа выносится на обсуждение-защиту на семинарском занятии.

В структуру реферативного исследования включаются:

1.Титульный лист (Образец 1.1.).

2.Оглавление.

3.Вводное слово.

4.Основная часть, излагающая конкретное содержание реферативного исследования и полученные результаты и выводы.

5.Заключение.

6.Список использованной литературы.

7.Приложения (ксерокопии материалов СМИ).

Объем реферативного исследования – 7-10 страниц формата А4, набранных на компьютере. Параметры страницы: поля - верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1 см., левое – 3 см.; шрифт – 14 кегль, Arial, интервал – 1,5; абзац – 1,5 см. Реферативное исследование в готовом виде должно быть сшито или помещено в специальную папку-скоросшиватель.