Методика проведения реферативного исследования
Реферативное исследование – вид самостоятельной работы студента, результаты которой представляются в письменной форме. Основное назначение этого вида учебного произведения – показать эрудицию студента-первокурсника по одному аспекту темы курса, отражающему практическую сторону познавательной активности студента. В реферативном исследовании демонстрируется умение самостоятельно мыслить, находить, анализировать и обобщать имеющуюся у студента информацию по данному аспекту, умение выделять наиболее существенные признаки издания (СМИ), а также умение концентрировать внимание на важнейших моментах деятельности журналистов и в целом редакционных коллективов.
Для студентов первого курса рекомендуется подготовить реферативные исследования двух видов (на выбор): литературное (обзорное), включающее в себя обзор основной литературы по избранной теме-заданию и методическое, содержащее критическое рассмотрение способов и приемов изучения источника. И в первом, и во втором случае в реферативном исследовании содержатся обзорные характеристики источников, которые и являются собственно объектом изучения студентов. Особенность реферативных исследований по данному курсу в том, что в качестве источников здесь выступают средства массовой информации, редакционные документы и иные материалы, обеспечивающие и сопровождающие деятельность СМИ. А предметом исследования будут являться деятельностные процессы, так или иначе характеризующие данное СМИ.
Предлагаются следующие планы-проспекты для реферативных исследований:
1.Обзорное (литературное) исследование:
а)вводное слово о целевой установке реферативного исследования;
б)теоретическое и прикладное значение темы-задания реферативного исследования;
в)спорные вопросы – проблемы – в определении характеристик и свойств предмета;
г) новые публикации по освещению данной проблемы;
д) перспективы развития проблемы.
2.Методическое исследование:
а)вводное слово об основных задачах исследования темы;
б)анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;
в)результаты исследования;
г)выводы и предложения по существу дела.
Реферативное исследование представляется в печатном виде для рассмотрения и визирования руководителем курса. После этого, работа выносится на обсуждение-защиту на семинарском занятии.
В структуру реферативного исследования включаются:
1.Титульный лист (Образец 1.1.).
2.Оглавление.
3.Вводное слово.
4.Основная часть, излагающая конкретное содержание реферативного исследования и полученные результаты и выводы.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.
7.Приложения (ксерокопии материалов СМИ).
Объем реферативного исследования – 7-10 страниц формата А4, набранных на компьютере. Параметры страницы: поля - верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1 см., левое – 3 см.; шрифт – 14 кегль, Arial, интервал – 1,5; абзац – 1,5 см. Реферативное исследование в готовом виде должно быть сшито или помещено в специальную папку-скоросшиватель.