Элементы целостности системы СМИ

Элемент Общая характеристика Специфика проявления в деятельности системы СМИ
Форма распространяемой информации в обществе Текстовая форма как доминирующая в системе СМИ позволяет охарактеризовать в целом систему как символическую форму информации. Тесная связь с содержанием – диалектическое единство - форма определяется содержанием и содержание определяется формой. Текст как основа информации в СМИ предполагает наличие универсальных средств для доставки текстов аудитории – это периодические издания и электронные периодические каналы, в рамках которых осуществляется деятельность формы распространяемой информации в обществе.
Содержание (контент) распространяемой информации в обществе Социальный характер информации формирует социальное содержание информации – направленность на проблемы социума и отражение в содержании общественных интересов Контент многоаспектен по своей природе: он затрагивает множественное число проблем и тематических направлений и в них же проявляется. Контент синкретичен по своей природе: он формируется из разностороннего анализа проблемы и сопоставления различных точек зрения.
Цели распространяемой информации в обществе Формирование общественного мнение, корректировка и удовлетворение информационных потребностей аудитории. Цели распадаются на конкретные (частные) и общие, формируемые в процессе социального функционирования журналистики как института.
Функции распространяемой информации в обществе Системные элементы обеспечены системой функций: объединение информационных, коммуникативных, идеологических, культурно-познавательных, рекреативных, организаторских, рекламно-справочных. Функции как система в системе действуют также системно: формируя функциональное пространство журналистики через тематическое, проблемно-предметное, целевое и формовое воздействие.

 

Итак. Система СМИ состоит из целого ряда системных единств. К ним относятся все средства массовой информации – пресса, радио, телевидение и новые электронные медиа. Система имеет структуру, четко организована и образует единство элементов, каждый из которых обладает индивидуальной спецификой. Совокупность элементов формируется за счет связей, устанавливаемых между ними. Изучают систему СМИ, опираясь на системный подход. Одним из частных случаев системного подхода является структурный анализ, который активно используется для характеристики СМИ.

 

2. Общая характеристика российской медиадействительности. Понятие глобального «мейнстрима».

 

Территориальный фактор играет ведущую роль в определении особенностей медиасистемы России. Являясь самой большой страной по территории в мире, Россия имеет более 90 региональных и местных географических медиарынков. Они не похожи друг на друга и разнообразны по формам и характеру деятельности.

Вот статистические данные, которые хорошо иллюстрируют высказанную мысль. На начало ХХI столетия в России выходило около 6000 газет, общий их тираж превышал 7 000 000 тысяч экземпляров. Около 3000 тысяч журналов – общий тираж около 500 000 тысяч экземпляров. Общий тираж книг и брошюр, издающихся в стране, составляет 6 906 082 тыс. экземпляров.

Такие же данные можно найти и о вещательном рынке страны. Например, по данным Национальной ассоциации телевещателей (НАТ) в конце ХХ начале ХХI века в России существовало более 100 государственных телекомпаний (из них более 80% - в регионах), а также более 150 – негосударственных. Девять телевизионных каналов принимались более чем половиной населения России. Число телеканалов на региональном уровне колеблется от 700-800 до 1000.

Радио также демонстрирует бурный рост индустрии. Число негосударственных радиостанций на местах достигает более 500.

Особенность современной медиасистемы России состоит еще и в том, что на первый взгляд единой системы вроде бы и не существует: рынок Москвы не похож на рынки регионов. Этому немало способствует многоуровневая административная система, различная география и экономическое положение регионов, неравномерность распределения природных и человеческих ресурсов и развития линий коммуникаций. Эти факторы являются определяющими своеобразие рынков информации в регионах. Из них наиболее существенным фактором являются взаимоотношения между властью и СМИ на региональном уровне. В итоге именно эти отношения накладывают отпечаток и на экономическое положение и на политические пристрастия медиа.

Современная система России может быть представлена различными моделями, в основу которых положены разные принципы объединения СМИ. Мы рассмотрим две основных модели системы СМИ России, наиболее часто используемые в практике российской медиасистемы. Это модель медиаполитическая (И. Засурский) и модель функциональная.

Первая медиаполитическая модель включает четыре основных уровня.

Первый уровень – важнейший – формирующий федеральное (общенациональное) российское информационное пространство. На этом уровне расположены электронные всероссийские средства массовой информации – центральные каналы телевидения, принимающиеся на территории всей страны, качественные московские издания («газеты влияния»). Эти СМИ, как правило, контролируются политизированным капиталом, хотя многие из них имеют смешанные формы собственности или находятся в собственности государства. Это инструмент в политических кампаниях. В целом СМИ влияния определяются как такие периодические издания, основная функция которых состоит в том, чтобы формировать информационную среду, поставляя всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня. К ним относятся крупные финансово независимые или выражающие чью-либо точку зрения СМИ, из которых информационные службы других медиа черпают информацию для распространения в массовых аудиториях.

Второй уровень – печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата представляет коммерческие издания, теле- и радиокомпании. К ним относится вся деловая периодика, коммерческие теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы («Эхо Москвы», «Русское радио», «Ностальжи», «Авторадио» и пр.), но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории. Эти СМИ интегрируются в медиаполитическую систему структурно, посредством политизированных инвестиций или функционально – в условиях конкретных информационных кампаний. Этот уровень играет роль среды, которая может либо способствовать затуханию информационных кампаний (эффект «подушки»), либо выступать резонатором, многократно умножая их эффективность. Задачей медиатехнологов является создание таких сценариев информационных кампаний, в которые СМИ этого уровня втягиваются по собственному желанию, занимая позицию одной из сторон.

Третий уровень – региональные электронные и печатные СМИ – находится под контролем местных администраций или крупных региональных корпораций. Важное значение приобретает реальное распределение власти в регионах. Если регион в целом автократичен, то региональная информационная система становится предельно закрытой.

Четвертый уровень – Интернет, который представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые также могут использоваться медиаполитической системой для разных целей.

Вторая функциональная модель представлена соотношением традиционных и инновационных каналов передачи информации и включает в себя два основных структурных элемента: традиционные СМИ и инновационные СМИ.

Традиционные СМИ в свою очередь делятся на:

1. Печатные СМИ – газеты, журналы, бюллетени и пр. периодическая печатная продукция, которая имеет два направления развития – общефедеральное или общенациональное и региональное.

2. Телевидение – телекомпании регионального и общефедерального направления.

3. Радиовещание – радиокомпании регионального и общефедерального направления.

Инновационные СМИ представлены глобальной коммуникационной сетью – Интернет, которая сейчас в России развивается как демократический, но функционирующий по экономическим законам сектор коммуникаций, получивший название «Рунет».

Инфраструктура системы СМИ представлена целым комплексом институтов, обеспечивающим емкость и скорость передачи информации основными структурными элементами системы. Инфраструктура обеспечивает коммутацию средств и линий связи, техническое и интеллектуальное качество этого процесса. В инфраструктуру системы СМИ включаются:

· информационные агентства и службы, обеспечивающие доступ к информации и поставляющие информацию во всех ее видах СМИ;

· рекламные агентства и службы, производящие специализированную информацию и обеспечивающие ею СМИ;

· агентства и службы паблик рилейшнз, производящие специализированную и часть журналистской информации и обеспечивающие ею СМИ;

· специальные технические службы, обеспечивающие технологически и технически процессы передачи и функционирования информации в публичной сфере;

· специальные образовательные институты, обеспечивающие формирование интеллектуального ресурса для системы СМИ.

В системе общего развития СМИ необходимо обращать внимание на то, что любая система СМИ в любом государстве находится под влиянием общих тенденций в мировой журналистике. Именно они представляют собой глобальный «мейнстрим» - (от англ. mainstream) – общий вектор, объединяющий развитие СМИ в разных странах. Иногда это понятие объясняется при помощи другого – вектор трансмиссии, которое позволяет определить социальную специфику типов современной коммуникации. Личное сообщение в письмах определяется как тип частной связи, а общение посредством СМИ – как тип общественной связи. Развитие информационных супермагистралей вносит коррективы в эту классификацию, создавая службы связи, в которых различия между частными и общественными статусами пользователей информации теряют свою определенность, приобретая черты мультимедийности.

Современный мейнстрим характеризуется следующими чертами:

· сокращение общего числа читателей газет, возвращение прессы к своей исторически первоначальной функции – информировать и анализировать события для небольшого числа читателей, представляющих интеллектуальную элиту, высокопрофессиональных менеджеров и предпринимателей, политиков, принимающих решения;

· отчетливое перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общенационального на местный уровень, что подтверждается данными и о количестве региональных газет в общем числе российских периодических изданий (60%) и о совокупном тираже региональных и местных газет в общенациональном тираже (70%), и динамикой подписных тиражей;

· развитие специальных региональных моделей столичных газет для адаптации как к информационным, так и к рекламным рынкам регионов;

· повышение доли неоплаченного или частично оплаченного чтения прессы за счет усиления рекламных или бесплатных информационных газет, а также коллективной или корпоративной подписки;

· неежедневное чтение, приводящее к сокращению периодичности малотиражных местных газет и развитию еженедельной периодики.

Такие же процессы характерны и для электронных средств массовой информации, которые развиваются согласно тенденциям укрупнения и конвергенции. Определяясь как схождение, сближение явлений и тенденций в различных сферах жизни конвергенция в СМИ предполагает взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации и различных линиях связи. Конвергенция увеличивает пропускную способность канала и существенно меняет медиаландшафты, стимулируя процессы дальнейшей супермонополизации капитала и рост олигополий.

Проявление всех указанных характеристик присуще рынку СМИ современной России.

 

3. Современный рынок СМИ России: рынок информации, рекламы и медийных услуг.

Современная система СМИ России – это система,развивающаяся в рыночных условиях. Поэтому наиболее полно отражающим характеристики современности развития системы СМИ являются понятия рынка СМИ и рынка информации.

Рынок – это пространство, в котором осуществляются процессы купли и продажи. Субъектами рынка являются продавец и покупатель (потребитель), поэтому основные процессы осуществляются на рынке между ними. Основным товаром на информационном рынке является журналистская информация в различных ее видах и состояниях. Продавец и покупатель на этом информационном рынке могут в любой момент поменяться ролями – и в этом одна из особенностей информационного рынка.

Информационный рынок возникает тогда, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. Это происходит, как правило, с развитием экономики, укреплением национальных и международных рынков, как торговых, финансовых, промышленных. Эти предпосылки становятся предпосылками формирования информационного рынка.

Информационный рынок развивается под влиянием следующих факторов:

· фактор соответствия спроса и предложения – развитие СМИ регулируется спросом на информацию журналистскую, как только усиливаются информационные потребности определенных общественных групп, так и усиливается спрос на продукцию СМИ. Он вызывает соответствующее предложение – появляются новые газеты и журналы, предлагающие читателям соответствующую информацию. И наоборот – снижение спроса приводит к ослаблению предложения: многие издания закрываются и перестают существовать;

· фактор стоимости во многом определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию;

· фактор воспроизводительного потребления, суть которого заключается в следующей закономерности – потребление создает потребность в новом производстве, побуждает к его развитию, без потребности в каком-либо продукте нет его производства, но именно потребление продукта воспроизводит потребность в нем. Отношения между производством и потреблением приобретают диалектический характер: производство в свою очередь приводит к возникновению потребления, создавая побуждение к нему.

Для рынка СМИ характерны следующие особенности:

· рост аудитории приводит к усилению потребности в информации, потребности, которая становится стимулом развития журналистики;

· растущее производство информации в свою очередь вызывает усиление потребности в ней, обусловливая наряду с другими факторами рост читательской, зрительской, слушательской аудитории;

· чем быстрее развивается журналистика и ее средства, тем более массовой становится их аудитория;

· журналистика воспитывает у аудитории разносторонние интересы, «вкус» к информации, а также все большее умение, тонкие способности использовать ее в самых различных целях, связанных с жизнью, практической деятельностью, познавательными и эстетическими потребностями.

Таким образом, рост потребностей в информации ее производства и потребления формирует и регулирует информационный рынок.

Рекламная информация на рынке СМИ. Сейчас на информационномрынке присутствуют разнообразные виды товаров, одним из наиболее востребованных, наряду с журналистской информацией, является рекламная информация.

Реклама – это информация о товарах и услугах с целью их успешной реализации. Она является важным звеном в системах коммерциализированных СМИ. Функции, которые реклама выполняет в деятельности СМИ:

а) обеспечивает финансовую поддержку СМИ, так как является основным источником доходов;

б) обеспечивает внутренние взаимовыгодные связи с торгово-экономическими и другими сферами общественной жизни;

в) формирует психологию, сознание и образ жизни массовой аудитории, способствующие вере в рекламу;

г) поддерживает квалификационный статус информационных организаций в системах связей с общественностью, характер, условия и цели их деятельности.

Реклама сейчас ценный товар, за получение которого идет острая конкурентная борьба между различными СМИ. От конъюнктуры рекламного рынка зависит существование большинства СМИ. Количество рекламы на рынке определяется состоянием экономики страны, развитием ее отраслей в разных регионах. Спрос на рекламу всегда превышает ее предложение.

Медийные услуги на рынке СМИ. Медиа в свете теории массового общества предстают как информационные системы, зависимые от главных атрибутов этого общества, поддерживающие их благодаря своим возможностям манипулирования сознанием и психологией широкой аудитории. Средства информации – это своего рода участники общественных событий и конфликтов, но выступающие с позиций «третьей стороны». Это означает, что они не подчиняются какой-то одной стороне, занимая среднее положение между крайностями. В противном случае общество прекратило бы доступ к информации, достоверно освещающей все стороны события или конфликта.

Для обеспечения этого процесса передачи информации на информационном рынке представлен широкий комплекс медийных услуг: медиамифология (создание определенных продуктов-мифов, предназначенных для формирования представлений о жизненных ценностях, идеалах, конфликтах и путях их разрешения, внушающих иллюзорные мечты и образы, надежды и стремления); медиаобразование (овладение навыками пользования информационными средствами и суммой необходимых для этого знаний об истории развития СМИ и их роли в общественной жизни); медиалогика (комплекс приемов представления информации в жанрах, характерных для тех или иных СМИ); медиасобытия (события, представленные в СМИ, формирующиеся с учетом требований медиарынка); медиатированная реальность (образы реальности, возникающие под влиянием СМИ и в первую очередь - телевидения) и пр.

Лабораторная работа 4.1.