Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы СМИ

 

Основные понятия: свобода, необходимость, ответственность, культура свободы, свободный рынок, конкуренция, авторитарная концепция свободы, полная свобода журналистики, ответственная свобода СМИ.

 

Вопросы:

1. Понятие свободной деятельности. Свобода – необходимость – ответственность в деятельности журналиста. Культура свободы как фактор эффективности журналистской деятельности.

2. Экономическая база реализации свободы журналистской деятельности.

3. Правовые аспекты свободы печати.

 

1. Понятие свободной деятельности. Свобода – необходимость – ответственность в деятельности журналиста. Культура свободы как фактор эффективности журналистской деятельности.

 

Учитывая многозначность понятия «свободная», следует ограничиться определением свободы как отсутствия препятствий для осуществления деятельности, то есть всего того, «что мешает проявлению жизнедеятельности личности, группы, общества в целом»[23]. Выделяется несколько позиций, позволяющих говорить о свободной деятельности:

возможность принимать решения самостоятельно (возможность произвольных решений);

отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности;

отсутствие зависимости человека как субъекта деятельности от другого человека;

свобода поведения человека.

Необходимо учитывать субъективистские и объективные толкования свободы. В первом случае – это возможность делать то, что хочется с учетом личных интересов и целей, игнорируя закономерности и интересы других людей. Во втором случае – это требование действия в рамках необходимости с учетом ограничений: естественных (физических, социально-исторических, общепсихологических и пр.), созданных с целью регулирования общественных отношений (законодательных, политических, экономических и пр.); внутриличностных (интеллектуальных, физических, психологических, креативных, нравственных и пр.).

Исходя из данного толкования, центральными категориями, рассматривающими проблемы свободы деятельности, является пара – свобода и необходимость. Свобода понимается и объясняется только через и в связи с понятием необходимость. Поэтому широко распространено определение свободы как осознанной или познанной необходимости, что означает, что человек, опираясь на знание законов действительности как необходимостей, свободен следовать им.

В журналистике и для журналиста важным становится так называемое творческое использование знания необходимости, что Е.П. Прохоров объясняет, как умение действовать в рамках необходимости, добиваясь при этом таких результатов, которые прямо не запрограммированы ею[24].

Важным становится и понятие «ответственности», так как для журналиста мера свободы зависит от социальной позиции, выбранной им как автором материалов, публично представляющих мнение для широкой аудитории. Воздействуя на массы, автор осознает степень ответственности за высказывания, которые станут достоянием широкой аудитории, и будут нести заряд прогрессивного преобразования мира с целью формирования позитивного мироощущения. В противном случае журналист становится пропагандистом насилия, регресса, деградации.

Как регулируется свободная деятельность? Большое значение здесь имеет саморегуляция, позволяющая стимулировать ответственность и профессионализм журналиста. Обладая культурой свободы, журналист способствует гуманистическому развитию мира, действуя в пользу исторической необходимости. Этот вид журналистики получил название прогрессивной. Сдерживание исторического прогресса ведет к реакционной журналистике.

Культура свободы журналиста – это система творческих факторов, позволяющих использовать закономерности общественной жизни в интересах человека, с целью реализации общечеловеческих ценностей в совокупности средств выражения прогрессивной позиции журналиста как результат творческой деятельности. К этим факторам относятся:

гуманистическая устремленность (справедливость, истина, добро, любовь);

прогрессивность позиции журналиста;

образованность (энциклопедические знания);

владение методологией социального анализа;

толерантность как качество личности;

мастерство риторики (умение вести диалог на высоком профессиональном уровне).

 

2. Экономическая база реализации свободы журналистской деятельности.

Для реализации своего творческого потенциала любому журналисту и изданию, в котором он работает, необходимо обладать экономическими возможностями для организации деятельности по производству и распространению производимой информации. Именно доступ к информации массовой аудитории делает процесс творческого производства завершенным.

Как любое предприятие, редакционный коллектив работает в условиях необходимости превышения доходов над расходами, иначе деятельность не будет рентабельной, а само издание – конкурентоспособным. Выжить на рынке для средства массовой информации – значит, использовать творческий и экономический потенциал, наладив деятельность редакции с учетом использования разных источников доходов. К источникам доходов средства массовой информации относят доходы от продажи информации как основного продукта, доходы от рекламы (во многих случаях они составляют до 80% доходов редакции); учредительские субсидии; дотации из госбюджета для тех СМИ, которые выпускаются государственными институтами; спонсорская помощь в рамках проведения специальных кампаний; кредиты и пр.

Государство оказывает влияние на экономическую деятельность средств массовой информации, проводя налоговую политику путем предоставления налоговых льгот; предоставляя льготные тарифы на покупку тех или иных средств и материалов, услуги транспорта и связи; распределяя государственную рекламу.

Пресса работает в рыночных условиях и поэтому рынок становится тем фактором, который не только определяет законы деятельности СМИ, но и оказывает существенное влияние на них.

Давление рынка наблюдается во всех отношениях. Это и давление на процесс производства информации – основного продукта деятельности СМИ, который полностью подчинен законам конкуренции и сегментации. Это и давление на качественные характеристики информационного продукта. Став товаром, информация должна соответствовать тем характеристикам, которые делают ее продаваемой.

Иными словами, количество и качество произведенной информации прямо пропорционально возможности получения прибыли от ее продажи. Поэтому под давлением рынка производители решают какую информацию нужно производить, для кого и на каких условиях. Качественные характеристики зачастую не зависят от ценностных. Напротив, смещение ценностных ориентиров происходит в сторону сиюминутных потребностей, в основе которых лежат секс, эротика, криминал, бытовые скандалы и пр. По данным на конец ХХ – начало ХХI века Kolibri Online GmbH в Германии среди 50 самых популярных критериев поиска информации в Интернет семь неоднозначно указывают на сексуальный или порнографический интерес.

Также рынок оказывает давление и на внедрение и развитие новых технологий. Корпорации, которые доминируют в информационной индустрии, придерживаются рыночных принципов в построении рыночной политики. Она такова, что для производства выбираются те технологии и продукты, которые окупаются и производство которых будет наиболее выгодно. Поэтому говорить о том, что информационные технологии свободны от социальных влияний, особенно при внедрении их в деятельность системы средств массовой информации, нельзя.

В последнее время приходится констатировать значительный рост количества информации, поставляемой системой СМИ на рынок. Это еще раз свидетельствует о том, что велико значение рыночных факторов в процессе ее производства и распространения. А если мы коснемся качественных характеристик поставляемой информации, то очевидным становится тот факт, что большая часть ее носит неконструктивный – не образовательный характер. Деструктивность информации подобного рода состоит в том, что она не несет полной и достоверной картины действительности, а создает нереальную действительность, бегство в которую для многих потребителей становится способом решения личностных проблем. Принцип эскейпизма возрожден в системе рыночного регулирования процесса производства массовой информации.

Реклама, как фактор и способ маркетинга в системе СМИ занимает ведущее место и замещает истинно журналистскую информацию, создавая продукт, отличный от специфического массово-информационного текста, несущий задачи презентации и продажи товара. Рынок подчиняет многие СМИ своим законам, и лишь часть из них выдерживает это давление и действительно свободно в выборе информационной политики и линии информационного поведения.

Создано немало механизмов, защищающих средства массовой информации от негативного воздействия рынка. Это, прежде всего, формирование новых видов деятельности в виде концернов в сфере информации, что дает экономические выгоды, прежде всего, для самих СМИ, входящих в эти концерны. Так как в данное предприятие входят разные по уровню доходности СМИ и убыточные часто выживают за счет высокоприбыльных или других форм деятельности информационного концерна, приносящих прибыль. Так реализуется информационная политика в соответствии с ее целями.

Еще одним механизмом является борьба с монополизацией в сфере средств массовой информации. Согласно антимонопольному законодательству, аудитория должна иметь выбор между различными конкурирующими изданиями, что приводит к ограничению манипуляции массовым сознанием. Поэтому со стороны СМИ имеется возможность предоставления разнообразной и наиболее полной информации для аудитории.

3. Правовые аспекты свободы прессы.

Указывают на три концепции юридической стороны свободы прессы: авторитарную, полной свободы и ответственной свободы.

В контексте авторитарного подхода свобода прессы – это прерогатива власть имущих. Поэтому полная свобода предоставляется тем СМИ, которые выпускаются властными органами и институтами. Все другие СМИ подвергаются жесткой цензуре и закрываются в случае несоответствия их позиции властным интересам.

Концепция полной свободы исторически берет свое начало из требований революционно-демократических сил XVIII века. Лозунг свободы печати требовал свободного рынка идей и уравнения в правах всех журналистов, что «позволило бы полно действовать в интересах социального прогресса»[25]. Известно содержание первой поправки в Конституции США, в которой говорится о том, что Конгресс не должен издавать ни одного закона, который ограничивает свободу слова и печати. Отсутствие цензуры – это центральный постулат данной концепции.

В рамках концепции ответственной свободы СМИ важным становится борьба против злоупотребления свободой слова самими журналистами и выпускаемыми изданиями. Соединение свободы и ответственности – это те основы, на которых базируется концепция ответственной свободы. Их мы находим и в Европейской конвенции по правам человека в статье 10, где подчеркивается, что при отсутствии цензуры и осуществлении целого ряда свобод, связанных с выражением мнений и передачей информации, необходимо опираться на обязанности и ответственность в целях защиты репутации и прав граждан.

В России принят целый ряд юридических актов, которые регулируют деятельность СМИ: Конституция РФ, Закон о средствах массовой информации; Закон об информации, информатизации и защите информации; Закон об авторском праве и смежных правах; Закон о государственной тайне; Закон о рекламе и т.д.

Согласно Закону о средствах массовой информации юридической регламентации подлежат: функционирование СМИ как социального института; отношения внутри СМИ.

Выделяются особо запреты действий, которые могут быть обозначены как злоупотребление свободой СМИ. К ним относятся действия в сферах:

а) охрана интересов государства;

б) охрана прав и законных интересов личности;

в) границы свободы журналистов;

г) ущемление свободы деятельности журналистики.

К одному из мировых стандартов в вопросе юридического регулирования свободы журналистики относят постулат, что в журналистике должны быть достаточно широкие рамки свободы деятельности в целях многообразия представления фактов и мнений. Наряду с этим журналистике должны быть присущи ответственные решения в интересах общества.

Задачи для самостоятельного решения

На основании изучения темы заполните таблицы 3.1. – 3.3. Обсудите эти таблицы на семинарском занятии.

Таблица 3.1