Переговоры как способ разрешения конфликтов в социальной работе
После изучения главы 13 бакалавр должен:
• знать:
- сущность и виды переговоров;
- динамику переговорного процесса;
• уметь:
- использовать технологии переговорного процесса;
• владеть:
- психологическими механизмами переговоров.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:конфликтные переговоры как специфический вид переговорного процесса; сущность и виды переговоров; тематическая сторона переговоров; этапы переговорного процесса; переговоры как процесс - специфика управления.
73.7. Конфликтные переговоры как специфический вид переговорного процесса (сущность и виды переговоров)
Переговоры - древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем. Мы рассматриваем переговоры как средство завершения конфликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разрешения противоречия.
Переговоры в конфликтной ситуации - это особый частный случай. Предлагаем использовать типологию Ч. Икле, в которой все переговоры делятся на пять категорий:
• Переговоры, направленные на продолжение существующих, достигнутых ранее соглашений.
Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе
• Переговоры с целью нормализации отношений.
• Переговоры, касающиеся перераспределения прав и обязанностей.
• Переговоры с новым партнером.
• Переговоры, ориентированные на получение косвенных результатов, итоги которых не отражаются в формальных соглашениях.
Существуют и непереговорные способы решения проблем, например суд или арбитраж. Выгода таких переговоров заключается в следующем:
" время - судебные процессы довольно длительны;
■ деньги - необходимо платить судебные издержки, которые могут оказаться достаточно большими;
■ вероятность проигрыша в суде - выигрывает лишь одна сторона, а решение является необходимым для выполнения.