Переговоры как способ разрешения конфликтов в социальной работе

После изучения главы 13 бакалавр должен:

знать:

- сущность и виды переговоров;

- динамику переговорного процесса;

уметь:

- использовать технологии переговорного процесса;

владеть:

- психологическими механизмами переговоров.

Тема предусматривает рассмотрение следующих вопро­сов:конфликтные переговоры как специфический вид перего­ворного процесса; сущность и виды переговоров; тематическая сторона переговоров; этапы переговорного процесса; переговоры как процесс - специфика управления.

73.7. Конфликтные переговоры как специфический вид переговорного процесса (сущность и виды переговоров)

Переговоры - древнее и универсальное средство человече­ского общения. Они позволяют находить согласие там, где инте­ресы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В истори­ческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем. Мы рассматриваем переговоры как средство завершения конф­ликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разре­шения противоречия.

Переговоры в конфликтной ситуации - это особый частный случай. Предлагаем использовать типологию Ч. Икле, в которой все переговоры делятся на пять категорий:

• Переговоры, направленные на продолжение существую­щих, достигнутых ранее соглашений.

Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе

• Переговоры с целью нормализации отношений.

• Переговоры, касающиеся перераспределения прав и обя­занностей.

• Переговоры с новым партнером.

• Переговоры, ориентированные на получение косвенных результатов, итоги которых не отражаются в формальных согла­шениях.

Существуют и непереговорные способы решения проблем, например суд или арбитраж. Выгода таких переговоров заключа­ется в следующем:

" время - судебные процессы довольно длительны;

деньги - необходимо платить судебные издержки, кото­рые могут оказаться достаточно большими;

вероятность проигрыша в суде - выигрывает лишь одна сторона, а решение является необходимым для выполнения.