Диалектика общественного и индивидуального сознания
Общественное сознание | Индивидуальное сознание |
Совокупность разнообразных духовных образований (идей, взглядов, представлений, норм, чувств, верований и т.д.), имеющая непосредственно или опосредованно общественный характер, т.е. свойственный обществу в целом или входящий в его состав различным социальным множеством (общностями). | Совокупность тех же элементов сознания, однако, свойственных лишь одному, данному индивиду и, следовательно, отличающая его в силу уникальности, неповторимости от всех других индивидов, живущих в обществе, в том числе входящих вместе с ним в те или иные социальные общности. |
Общество предстает как единый организм и поэтому необходимо учитывать, что его внешние проявления предопределяются внутренними процессами. А участниками этих внутренних процессов являются члены общества как представители и носители общественного сознания.
В этом контексте центральная роль принадлежит массовой информации. Именно она поддерживает и направляет круговорот мнений. К наиболее часто выделяющимся функциям массовой информации в современном обществе относят функцию ранжирования и аккумуляции. Аккумулируются сведения об определенных данностях – характеристиках объектов, с целью приведения их в соответствие с некоторой статистической нормой. Ранжируются представители общественного сознания и общественного мнения, особенно на уровне их информированности об образе потребления. Общество потребителей рождает и особые потребности. Информационный продукт на сегодняшний день – журналистская массовая информация становится востребованным тогда, когда соответствует потребительским интересам. Информационный продукт – журналистский текст – содержит несколько характеристик информации. Один из подходов к рассмотрению этих характеристик связан с семиотикой. В соответствии с семиотическим подходом информация в информационном журналистском продукте может быть представлена в трех аспектах: прагматическом, семантическом и синтаксическом.
Прагматический аспект отражает эффективность информации, содержащейся в тексте. Такие ее слагаемые как важность, полезность для аудитории. Все это в целом получило название прагматической адекватности. Проявляется прагматическая адекватность в условиях информативности: декодируемости (понятности, доступности информации для аудитории); небанальности (новизне); релевантности (степени соответствия информации интересам и потребностям аудитории).
Семантический аспект выражается в понятии «семантической адекватности» и отражает смыcл, содержание информации. Рассматривается семантическая адекватность посредством структурных элементов, в которые входят четыре основных типа информации: дескриптивная (или описательная); прескриптивная (или предписывающая); валюативная (оценивающая); нормативная (указывающая на способ действия). Последовательность типов информации, их расположение в информационном продукте являются способом выражения тех или иных мыслей, решения тех или иных журналистских информационных задач.
Синтаксическая адекватность журналистского информационного продукта связана с упорядочиванием его структурных элементов. Их соотнесенность выражается в гармоничности самого текста, в его композиционном строении и в его идейной направленности. Синтаксическая адекватность строится на своего рода формуле текста, в которой отражаются степени соотнесенности того или иного типа информации, преобладание одного над другим.
Разнообразие вариантов построения информационных структур делает и сами информационные продукты разнообразными. А зависит это разнообразие от многих факторов, к основным из которых можно отнести факторы субъективности (личностного восприятия события); идеологичности (соответствие идеологии СМИ); технологичности (соответствии технологическим возможностям информационного процесса, связанным с техническими способами передачи информации).
Лабораторная работа 2.1