ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
После изучения главы 7 бакалавр должен:
• знать:
- нормы и принципы профессиональной этики социального
работника;
- профессионально-этические системы различных видов деятельности;
• уметь:
- анализировать деонтологические конфликты в социальной
работе;
• владеть:
- нормами и принципами профессиональной этики социального работника.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:этические принципы разрешения конфликтной ситуации в социальной работе.
Конкретные ситуации, с которыми приходится сталкиваться специалисту, разнообразны и порой противоречивы. В случае если этические принципы в конкретной ситуации приходят в противоречие друг с другом, конфликтная ситуация должна быть разрешена на основе принципов общей этики. Они не должны быть самодовлеющими и в том случае, если в определенных ситуациях приходят в противоречие с принципами общей морали и речь может идти об ущемлении интересов общества. Предпочтение, отдаваемое в разрешении нравственных конфликтов принципам общей морали, обусловлено объективно. Как клиент, так и социальный работник являются членами общества, вследствие чего должны следовать его законам: действия всего общества и каждого его члена должны быть направлены на то, чтобы общество в целом и каждый конкретный индивид чувствовали себя максимально комфортно, но при этом без ущемления интересов друг друга.
Возможны, однако, и иные решения. Если общество живет по антигуманным законам и общественная мораль носит явно античеловечный характер, то конфликт может быть разрешен на основе принципов профессиональной этики в пользу гуманизма. Полное игнорирование норм и принципов профессиональной этики в конечном счете может привести к тому, что деятельность социального специалиста утратит свой гуманистический смысл и трансформируется в формальные, хотя, может быть, и верные с точки зрения потребностей общества действия по поддержанию жизнедеятельности отдельных индивидов. Между тем нормы и принципы профессиональной этики в социальной работе поддерживают неизменные гуманистический смысл и содержание лого специфического вида социальной деятельности и в свою очередь поддерживаются господствующей в обществе системой морали, традициями, личными убеждениями, воспитанием и профессиональной подготовкой специалистов, общественным мнением как профессиональной группы социальных работников, так и их клиентов и общества в целом.
Конфликтные ситуации, возникающие в «пограничных» областях профессиональной деятельности, могут быть разрешены и с позиций общественной морали, которая по отношению ко всем видам профессиональной морали носит «рамочный» характер. Однако надо учитывать то обстоятельство, что в разные периоды времени мораль общества может быть более или менее гуманной, сближаясь с реально существующими нравами или, напротив, отдаляясь от них. Социальный работник должен уметь отделять мораль от нравов, знать их отличия. Если общественная мораль носит характер менее гуманный, нежели мораль профессиональная, она вряд ли может служить убедительным критерием для разрешения профессионально-этического конфликта. В этом случае целесообразно обратиться к философской этике или этике профессиональной, ориентированным па должное, ценное, истинное.
В конфликтной ситуации целесообразно в качестве оценочного критерия использовать идеальные ценности и исходить при выработке решения в первую очередь из ценности человека и общества, их блага и коренных, сущностных интересов. Ценности человека и общества, являясь наиболее устойчивыми этическими ценностями, могут лечь в основу любого этико-аксиологического анализа ситуации, события, отношений, действий и т.п., позволяя социальному работнику, с одной стороны, преодолеть естественные различия профессионально-этических систем и кодексов, а с другой - в необходимых случаях возвыситься над корпоративными интересами профессиональной группы и трудовою коллектива и иметь в виду лишь благо человека и общества.
Долженствование в социальной работе носит многогранный и сложный характер и требует от специалиста высокой трудоспособности и мобильности. Сущностью деонтологических конфликтов в социальной работе является противоречие между сущим и должным. Основные их модификации могут быть представлены как конфликты приоритетов долженствования перед обществом и государством, профессией, коллегами, клиентами и самим собой. В практике специалисту порой трудно бывает решить, перед кем исполнять долг в первую очередь: перед обществом и государством или перед клиентом; перед клиентом или перед самим собой; перед профессией или перед коллегами. В такого рода затруднениях социальному работнику целесообразно обратиться к общему философскому принципу: общее всегда имеет приоритет перед частным, существенное перед несущественным. Применение этого принципа правомерно, если конфликт в действительности имеет место и не является мнимым, субъективным.
Конфликты, в том числе деонтологические, не отражают противоречий в смысле и сущности социальной работы, поскольку она по своей сути не противоречит представлениям о благе человека и общества, а, наоборот, способствует его достижению. Тем не менее конкретные модели социальной работы, их теоретическая трактовка и практическая интерпретация, непосредственная организация практической деятельности в обществе, выполнение деятельности конкретным коллективом специалистов, действия отдельного специалиста могут заключать в себе противоречия. Иными словами, реальная социальная работа может существенно отличаться от своей идеальной конструкции, что и порождает конфликт между сущими должным.
Возможен деонтологический конфликт между профессией и специалистом. Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в деятельности, направленной на достижение целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессией, коллективом и клиентом. Такое общее требование, предъявляемое к личности социального работника, потенцирует выработку частных требований, которые детерминируют профессиональное поведение специалиста во всех элементах. Впрочем, это отнюдь не означает, что социальный работник должен быть личностью, всецело поглощенной непосредственной профессиональной практикой и только ею в этом случае пострадают и профессия, и клиенты, и он сам как личность, и его окружение. Такой социальный работник мог бы скорее служить отрицательным примером, безликим приложением к профессии, но не ее субъектом. Вполне очевидно, что социальный работник в не меньшей степени, чем его клиент или любой другой член общества, имеет право на счастье, развитие, самосовершенствование, устройство своей судьбы по собственному выбору, благополучие.
Следовательно, с одной стороны, социальная работа в силу своей специфики требует полной самоотдачи социального работника, с другой -требует, чтобы он был многогранной, всесторонне развитой личностью, живущей полноценной, яркой, богатой социальной и духовной жизнью. На основе такого противоречия может развиться деонтологический конфликт субъективной природы между интересами социальной работы и интересами социального работника. Этот конфликт вполне может быть разрешен, так как между коренными интересами сторон нет сущностного противоречия; оно может носить лишь временный, ситуативный, мнимый характер. Поскольку указанное противоречие не носит сущностного характера, вполне возможным представляется не допустить развития конфликта, последствием которого может стать разрушение личности социального работника.
return false">ссылка скрытаНо деонтологические конфликты в социальной работе могут возникнуть не только между интересами специалиста и профессии, но и в других сферах. Например, могут ситуативно вступать в противоречие интересы специалиста и клиента, точнее говоря, интересы двух личностей. Это может выглядеть как конфликт их ценностей, интересов, установок, взглядов, убеждений и т.п. Между тем, обладая профессиональными знаниями в области социальной работы, специалист может и должен дать клиенту разъяснения о наиболее приемлемых и эффективных способах решения его проблем.
Специалист обязан руководствоваться принципом толерантности, памятуя, что каждая личность вправе на собственные ценности, взгляды и убеждения в пределах установленных в обществе норм. Однако необходимо также иметь в виду, что субъектность клиента может выступать в форме субъективности, когда вопреки здравому смыслу клиент может (в явной или скрытой форме) потребовать от специалиста пренебречь собственными интересами или интересами общества и государства во имя удовлетворения своих капризов. Принцип соблюдения рациональных (разумных) интересов клиента (а не капризов или вообще всего, чего изволит клиент) может помочь социальному работнику разрешить этот конфликт. Рациональный (в отличие от эмоционального) подход может обеспечить высокую эффективность деятельности, что более всего необходимо клиенту. В конфликтной ситуации целесообразным может оказаться информирование клиента о возможностях социальной службы и социальной работы в целом, полномочиях и обязанностях специалиста, его целях и задачах и т.п., а также о различии между социальной работой и социальным сервисом. Пояснение о разнице между желаемым и возможным, желаемым и необходимым, формирование установки клиента на независимость, автономность, объективность в оценке самого себя и своих потребностей также может дать положительный результат.
Внешне противоречиво могут выглядеть интересы государства, общества и клиента. Клиент, безусловно, заинтересован в исчерпывающем разрешении своих проблем, в то время как общество и государство в связи с особенностями социально-экономической ситуации могут полагать (и излагать свою позицию в нормативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем отдельного клиента может быть осуществлено лишь в ущерб интересам других клиентов или граить или разрешить возникший конфликт. Общество объективно заинтересовано в благополучии каждого своего члена, однако это не всегда бывает достижимо, особенно в современной России. Конфликт интересов общества и клиента может иметь место по прямо противоположным причинам.
Сложность разрешения деонтологических конфликтов состоит также и в том, что социальный работник имеет, как и любой человек, собственные, полученные в процессе своего становления и развития и закрепленные в практике обыденной жизнедеятельности представления о ценном и неценном, должном и недолжном. Помимо формальных профессиональных, специалист состоит во множестве неформальных связей и отношений, как имеющих отношение к его профессиональной деятельности, так и обыденных. И в обыденной, и в профессиональной деятельности он может наблюдать массу примеров, когда в конфликтной ситуации личность пренебрегает своим долгом, что не только не становится для индивида трагичным, по и в определенных случаях приносит успех. Непрестижность и низкая ресурсная обеспеченность социальной работы в современной России также оказывают определенное влияние на формирование позиции специалиста в отношении должного, заставляя ею порой оставаться в рамках формального долженствования. Всё это усложняет деонтологический выбор специалиста, затрудняет выработку им конкретной позиции.
Темыдля семинарских занятий
1. Ттические принципы профессиональной деятельности.
2. Нравственный конфликт.
Темы для докладов и рефератов
1. Разрешение нравственных конфликтов.
2. Общественная мораль.
3. Нормы и принципы профессиональной пики в социальной работе.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое этические ценности?
2. Дайте определение понятию мораль.
3. Какова сущность деонтологических конфликтов в социальной работе?
Список литературы
1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 4-е изд., испр. и доп. - М: Эксмо, 2009.
2. Лицу нов Л.Я., Ьаклановский СВ. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. -- СПб.: Питер, 2009.
3. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009.
4. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. 2-е изд., перераб. и доп. М: Форум: ИНФРА-М, 2010.
5. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе. М., 2009.
6. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. -- М: Гросс Медиа: РОСБУХ, 2009.
7. Шейное В.II. Управление конфликтами: теория и практика. Минек: Харвест, 2010.