ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

После изучения главы 7 бакалавр должен:

знать:

- нормы и принципы профессиональной этики социального

работника;

- профессионально-этические системы различных видов де­ятельности;

уметь:

- анализировать деонтологические конфликты в социальной

работе;

владеть:

- нормами и принципами профессиональной этики социаль­ного работника.

Тема предусматривает рассмотрение следующих вопро­сов:этические принципы разрешения конфликтной ситуации в социальной работе.

 

Конкретные ситуации, с которыми приходится сталкиваться специалисту, разнообразны и порой противоречивы. В случае если этические принципы в конкретной ситуации приходят в противоре­чие друг с другом, конфликтная ситуация должна быть разрешена на основе принципов общей этики. Они не должны быть самодов­леющими и в том случае, если в определенных ситуациях прихо­дят в противоречие с принципами общей морали и речь может ид­ти об ущемлении интересов общества. Предпочтение, отдаваемое в разрешении нравственных конфликтов принципам общей морали, обусловлено объективно. Как клиент, так и социальный работник являются членами общества, вследствие чего должны следовать его законам: действия всего общества и каждого его члена должны быть направлены на то, чтобы общество в целом и каждый конк­ретный индивид чувствовали себя максимально комфортно, но при этом без ущемления интересов друг друга.

Возможны, однако, и иные решения. Если общество живет по антигуманным законам и общественная мораль носит явно античеловечный характер, то конфликт может быть разрешен на основе принципов профессиональной этики в пользу гуманизма. Полное игнорирование норм и принципов профессиональной этики в конечном счете может привести к тому, что деятельность социального специалиста утратит свой гуманистический смысл и трансформируется в формальные, хотя, может быть, и верные с точки зрения потребностей общества действия по поддержанию жизнедеятельности отдельных индивидов. Между тем нормы и принципы профессиональной этики в социальной работе под­держивают неизменные гуманистический смысл и содержание лого специфического вида социальной деятельности и в свою очередь поддерживаются господствующей в обществе систе­мой морали, традициями, личными убеждениями, воспитанием и профессиональной подготовкой специалистов, общественным мнением как профессиональной группы социальных работников, так и их клиентов и общества в целом.

Конфликтные ситуации, возникающие в «пограничных» об­ластях профессиональной деятельности, могут быть разрешены и с позиций общественной морали, которая по отношению ко всем видам профессиональной морали носит «рамочный» ха­рактер. Однако надо учитывать то обстоятельство, что в разные периоды времени мораль общества может быть более или менее гуманной, сближаясь с реально существующими нравами или, напротив, отдаляясь от них. Социальный работник должен уметь отделять мораль от нравов, знать их отличия. Если общественная мораль носит характер менее гуманный, нежели мораль профес­сиональная, она вряд ли может служить убедительным критерием для разрешения профессионально-этического конфликта. В этом случае целесообразно обратиться к философской этике или этике профессиональной, ориентированным па должное, ценное, ис­тинное.

В конфликтной ситуации целесообразно в качестве оценоч­ного критерия использовать идеальные ценности и исходить при выработке решения в первую очередь из ценности человека и об­щества, их блага и коренных, сущностных интересов. Ценности человека и общества, являясь наиболее устойчивыми этическими ценностями, могут лечь в основу любого этико-аксиологического анализа ситуации, события, отношений, действий и т.п., позво­ляя социальному работнику, с одной стороны, преодолеть естественные различия профессионально-этических систем и кодексов, а с другой - в необходимых случаях возвыситься над корпоратив­ными интересами профессиональной группы и трудовою коллек­тива и иметь в виду лишь благо человека и общества.

Долженствование в социальной работе носит многогранный и сложный характер и требует от специалиста высокой трудо­способности и мобильности. Сущностью деонтологических конфликтов в социальной работе является противоречие между сущим и должным. Основные их модификации могут быть пред­ставлены как конфликты приоритетов долженствования перед обществом и государством, профессией, коллегами, клиентами и самим собой. В практике специалисту порой трудно бывает решить, перед кем исполнять долг в первую очередь: перед об­ществом и государством или перед клиентом; перед клиентом или перед самим собой; перед профессией или перед коллега­ми. В такого рода затруднениях социальному работнику целесо­образно обратиться к общему философскому принципу: общее всегда имеет приоритет перед частным, существенное перед несущественным. Применение этого принципа правомерно, если конфликт в действительности имеет место и не является мнимым, субъективным.

Конфликты, в том числе деонтологические, не отражают про­тиворечий в смысле и сущности социальной работы, поскольку она по своей сути не противоречит представлениям о благе чело­века и общества, а, наоборот, способствует его достижению. Тем не менее конкретные модели социальной работы, их теоретиче­ская трактовка и практическая интерпретация, непосредственная организация практической деятельности в обществе, выполнение деятельности конкретным коллективом специалистов, действия отдельного специалиста могут заключать в себе противоречия. Иными словами, реальная социальная работа может сущест­венно отличаться от своей идеальной конструкции, что и по­рождает конфликт между сущими должным.

Возможен деонтологический конфликт между профессией и специалистом. Чувство долга социального работника требу­ет от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в деятельности, направленной на достижение целей, поставлен­ных перед ним обществом и государством, самой профессией, коллективом и клиентом. Такое общее требование, предъявляемое к личности социального работника, потенцирует выработку частных требований, которые детерминируют профессиональное поведение специалиста во всех элементах. Впрочем, это отнюдь не означает, что социальный работник должен быть личностью, всецело поглощенной непосредственной профессиональной практикой и только ею в этом случае пострадают и профессия, и клиенты, и он сам как личность, и его окружение. Такой со­циальный работник мог бы скорее служить отрицательным при­мером, безликим приложением к профессии, но не ее субъектом. Вполне очевидно, что социальный работник в не меньшей степе­ни, чем его клиент или любой другой член общества, имеет право на счастье, развитие, самосовершенствование, устройство своей судьбы по собственному выбору, благополучие.

Следовательно, с одной стороны, социальная работа в силу своей специфики требует полной самоотдачи социального работ­ника, с другой -требует, чтобы он был многогранной, всесторон­не развитой личностью, живущей полноценной, яркой, богатой социальной и духовной жизнью. На основе такого противоречия может развиться деонтологический конфликт субъективной при­роды между интересами социальной работы и интересами соци­ального работника. Этот конфликт вполне может быть разрешен, так как между коренными интересами сторон нет сущностного противоречия; оно может носить лишь временный, ситуативный, мнимый характер. Поскольку указанное противоречие не носит сущностного характера, вполне возможным представляется не допустить развития конфликта, последствием которого может стать разрушение личности социального работника.

return false">ссылка скрыта

Но деонтологические конфликты в социальной работе могут возникнуть не только между интересами специалиста и профес­сии, но и в других сферах. Например, могут ситуативно вступать в противоречие интересы специалиста и клиента, точнее говоря, интересы двух личностей. Это может выглядеть как конфликт их ценностей, интересов, установок, взглядов, убеждений и т.п. Между тем, обладая профессиональными знаниями в области со­циальной работы, специалист может и должен дать клиенту разъ­яснения о наиболее приемлемых и эффективных способах реше­ния его проблем.

Специалист обязан руководствоваться принципом толеран­тности, памятуя, что каждая личность вправе на собственные ценности, взгляды и убеждения в пределах установленных в об­ществе норм. Однако необходимо также иметь в виду, что субъектность клиента может выступать в форме субъективности, когда вопреки здравому смыслу клиент может (в явной или скрытой форме) потребовать от специалиста пренебречь собственными интересами или интересами общества и государства во имя удов­летворения своих капризов. Принцип соблюдения рациональных (разумных) интересов клиента (а не капризов или вообще все­го, чего изволит клиент) может помочь социальному работнику разрешить этот конфликт. Рациональный (в отличие от эмоцио­нального) подход может обеспечить высокую эффективность де­ятельности, что более всего необходимо клиенту. В конфликтной ситуации целесообразным может оказаться информирование кли­ента о возможностях социальной службы и социальной работы в целом, полномочиях и обязанностях специалиста, его целях и задачах и т.п., а также о различии между социальной работой и социальным сервисом. Пояснение о разнице между желаемым и возможным, желаемым и необходимым, формирование уста­новки клиента на независимость, автономность, объективность в оценке самого себя и своих потребностей также может дать по­ложительный результат.

Внешне противоречиво могут выглядеть интересы государст­ва, общества и клиента. Клиент, безусловно, заинтересован в ис­черпывающем разрешении своих проблем, в то время как обще­ство и государство в связи с особенностями социально-экономи­ческой ситуации могут полагать (и излагать свою позицию в нор­мативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем отдельного клиента может быть осуществлено лишь в ущерб ин­тересам других клиентов или граить или разрешить воз­никший конфликт. Общество объективно заинтересовано в бла­гополучии каждого своего члена, однако это не всегда бывает до­стижимо, особенно в современной России. Конфликт интересов общества и клиента может иметь место по прямо противополож­ным причинам.

Сложность разрешения деонтологических конфликтов состо­ит также и в том, что социальный работник имеет, как и любой человек, собственные, полученные в процессе своего становле­ния и развития и закрепленные в практике обыденной жизнеде­ятельности представления о ценном и неценном, должном и не­должном. Помимо формальных профессиональных, специалист состоит во множестве неформальных связей и отношений, как имеющих отношение к его профессиональной деятельности, так и обыденных. И в обыденной, и в профессиональной деятель­ности он может наблюдать массу примеров, когда в конфликтной ситуации личность пренебрегает своим долгом, что не только не становится для индивида трагичным, по и в определенных слу­чаях приносит успех. Непрестижность и низкая ресурсная обес­печенность социальной работы в современной России также оказывают определенное влияние на формирование позиции спе­циалиста в отношении должного, заставляя ею порой оставать­ся в рамках формального долженствования. Всё это усложняет деонтологический выбор специалиста, затрудняет выработку им конкретной позиции.

Темыдля семинарских занятий

1. Ттические принципы профессиональной деятельности.

2. Нравственный конфликт.

Темы для докладов и рефератов

1. Разрешение нравственных конфликтов.

2. Общественная мораль.

3. Нормы и принципы профессиональной пики в социальной работе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое этические ценности?

2. Дайте определение понятию мораль.

3. Какова сущность деонтологических конфликтов в социальной ра­боте?

Список литературы

1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 4-е изд., испр. и доп. - М: Эксмо, 2009.

2. Лицу нов Л.Я., Ьаклановский СВ. Конфликтология в схемах и ком­ментариях: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. -- СПб.: Питер, 2009.

3. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009.

4. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. 2-е изд., перераб. и доп. М: Форум: ИНФРА-М, 2010.

5. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе. М., 2009.

6. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? Все о кон­фликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. -- М: Гросс Медиа: РОСБУХ, 2009.

7. Шейное В.II. Управление конфликтами: теория и практика. Минек: Харвест, 2010.