Трудные для конкретного человека
• объективно трудные: проблемы во взаимодействии с ними обусловлены существующими различиями (см. материалы по психологии темперамента; нейро-лингвистическому программированию; соционике; инноватикс и др.);
• субъективно трудные: проблемы во взаимодействии с ними обусловлены личными проекциями (любая проекция может чему-то научить, если возможно ее осознание) или неадекватным прошлым поведением (возможно изменение своего психического состояния, налаживание контактов или исправление ситуации).
2. Временно трудные(общение с ними обусловливает возможность ситуативною конфликта): те, кто находится в сложном или неадекватном психическом состоянии (болезнь, опьянение, психическое расстройство, люди в состоянии стресса, фрустрации, кризиса, чем-то напуганные личности, влюбленные и т.д.). В этой ситуации все в наших руках, проблему можно либо отложить, либо предпринять попытку вывести человека из существующего состояния и наладить общение.
3. Конфликтогенные личности, трудные для всех и всегдаСуществуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов:
1) агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
2) жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;
3) молчуны - спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно;
4) сверхпокладистые - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом;
5) вечные пессимисты - всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится;
6) всезнайки - считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство;
7) нерешительные - медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;
8) максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;
9) скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента;
10) невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом;
11) ложные альтруисты - якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».
Классификация конфликтогенных личностей (см., например, Дж. Скотта):
Шермановский танк/паровой каток. Способы взаимодействия: уклонение от встречи при незначительном предмете разногласий; эмоционально подготовиться к встрече; заранее установить пределы уступок; сознательно использовать психическую защиту; определить свою роль как роль миротворца; даль ему «выпустить пар», спокойно выслушав его; постараться привлечь его внимание, получив его, поторопиться высказаться; говорить кратко и ясно; признать справедливость тех претензий, которые действительно таковы; стремиться к быстрому завершению разговора.
Снайпер/скрытый агрессор. Способы взаимодействия: обнаружить снайпера, выведя его из засады; спросить напрямую, чем он недоволен, желательно публично; сохранять хладнокровие; в ответ на предъявленное вооружение сказать - ну и что?
Крикун. Способы взаимодействия: сохранить вежливость; не переходить на предложенный стиль разговора; проявить понимание и сочувствие.
Граната. Способы взаимодействия: разрядить гранату, выслушав его, успокоить, дать ему возможность контроля.
Всезнайка. Способы взаимодействия: считаться с его мнением; не спорить с ним; не настаивать на продолжении; извлечь пользу из его идей, сделав его значимой фигурой -- наставником, экспертом (если, конечно, он не липовый эрудит).
Пессимист. Способы взаимодействия: попытаться найти в его соображениях рациональное зерно, внимательно отнесясь к его доводам; дать ему время на размышления; согласиться и даже утрировать те трудности, которые он видит; опередить пессимиста в негативных высказываниях; сделать пессимиста своим союзником, используя его как критика.
Пассивно-агрессивный.Способы взаимодействия: если есть возможность, уходить от контакта; не рассчитывать на него в выполнении сложной работы; не принимать близко к сердцу его проделки; не проявлять внешне гнев и разочарование, к проявлению которого он как раз и стремится; добиться, чтобы он точно сам записал, что от него ожидается в работе и сохранить копию его обязательств для последующего предъявления; четко обрисовывать последствия невыполнения им поставленных задач; контролировать ход выполнения обещанного, не критиковать его пока он не сделал ничего плохого, не программировать его, на невыполнение.
Сверхпокладистый.Способы взаимодействия: показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны; проверять реальность выполнения его обещаний; уточнять сроки; поощрять высказывать сомнения в возможности реализации планов с учетом всех обстоятельств; выражать ему симпатию; создавать для него обстановку социального принятия, чтобы ему не было нужды добиваться вашего расположения.
Жалобщик. Способы взаимодействия: выслушать, возвращая ему ощущение собственной значимости и давая возможность выразить свои чувства, дать понять, что вы осознали и оценили проблему; ни в коем случае не соглашаться с ним, провоцируя на проявление внимания к его трудностям, перевести разговор на другую тему; отказаться от попыток доказать его неправоту, переключить его внимание на варианты решения проблемы, т.е. помочь ему понять, что надо двигаться дальше; просить излагать проблему кратко и по существу.
Молчун/тихоня. Способы взаимодействия: для вскрытия сути проблемы необходимо заставить человека высказаться, задавая вопросы, на которые нельзя было бы получить простые односложные ответы - да/нет; продемонстрировать сочувственное отношение при получении любого ответа; дать ему время выговориться и отнестись к этому с благодарностью; сохранять чувство меры, не настаивать на продолжении разговора, независимо от результата.
Во всех изложенных ситуациях следует помнить, что трудный партнер труден не только нам, но и самому себе, поэтому есть вероятность, что, выведя его из ситуации трудности в ситуацию принятия, мы сможем с ним адекватно общаться. При этом следует помнить общие принципы общения с такими людьми:
• осознать, что человек труден в общении, и определить его тип;
• уйти от влияния этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохранять спокойствие, нейтралитет;
• если предмет важен и значим и нельзя уклониться от общения с таким человеком, надо постараться выявить причины трудности;
• постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;
• использовать совместный подход к разрешению конфликтов, который начнет вырисовываться после соотнесения этого человека с определенным типом, его нейтрализации и взятия под контроль.
Существует еще одна классификация конфликтных личностей, которую также необходимо учитывать:
Демонстративный тип конфликтной личности.Поведенческие характеристики: хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, его отношение к людям определяется тем, как они относятся к нему, ему легко даются поверхностные конфликты, любуется, подчеркивает свои страдания, эмоциональное поведение преобладает над рациональным, планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь, избегает систематической, кропотливой работы, в ситуации конфликта чувствует себя неплохо.
Ригидный тип конфликтной личности.Поведенческие характеристики: подозрителен, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, часто не учитывает изменение обстоятельств, прямолинеен, негибок, с трудом принимает точку зрения окружающих, уважение окружающих воспринимает как должное, а критику как обиду, болезненно обидчив, повышенно чувствителен.
Неуправляемый тип конфликтной личности.Поведенческие характеристики: импульсивен, недостаточно контролирует себя, ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует нормы общения, высокий уровень притязаний, несамокритичен, недостаточно развита способность соотнести свои поступки с целями и обстоятельствами, не способен опираться на прошлый опыт.
Сверхточный тип конфликтной личности.Поведенческие характеристики: скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе, обладает повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к деталям, склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, мнителен, неврастеничен, сдержан во внешних (особенно эмоциональных) проявлениях' не чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный» тип конфликтной личности.Поведенческие характеристики: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, характерна некоторая непоследовательность поведения, ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу; не обладает достаточной силой воли, не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.