Физическое и анатомо-физиологическое развитие младшего школьника

 

Отмечается наибольшее увеличение мозга- от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% - в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребёнка. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.п.).

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом, можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы, поэтому физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьником можно лишь условно.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребёнка. Всё это создаёт благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживает также внимания тот факт, что развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важно также иметь ввиду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продлённого дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Всё это необходимо учитывать, имея ввиду и уже упомянутую повышенную эмоциональную возбудимость.

Основные новообразования школьника: -личностная рефлексия; -интеллектуальная рефлексия.

Личностная рефлексияВ школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Рефлексия интеллектуальнаяРебенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

 

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста также составляют:

- Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.

Всех, кроме интеллекта! Интеллект еще не знает самого себя.

- Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.