Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
Лекция Ермаковой Л.Д.
«Методы коррекционной работы»
Вопросы
1.Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
2.Общие методы коррекционной работы.
3. Специальные методы педагогической коррекции.
Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
В отечественной педагогике в последнее время более употребительным становится понятие «коррекционная педагогика». Коррекционная педагогика изучает особенности образования людей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию (А. Д. Гонеев). Эти отклонения или нарушения связаны с тем или иным дефектом, с перенесенной в детстве депривацией (лишением), со школьной дезадаптацией (нарушением приспособления) или с девиацией (отклонением в поведении). Носителей таких нарушений называют «аномальные дети» (в настоящее время термин редко употребляется), дети с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, с патологией развития, с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития), с трудностями в обучении, с недостатками в умственном и физическом развитии, с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы раскрыть сущность коррекционно-педагогической деятельности необходимо обратиться к таким понятиям коррекционной педагогики, как «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
Коррекция | Компенсация | Реабилитация | адаптация |
Система специальных (психологических, медицинских и т. д.) и общепедаго-гических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направ- ленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспи-тательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка | Процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека, в частности, на практически неограниченные возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга. | Система мер по обеспечению или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Социальная реабилитация — система медико- педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность. Реабилитацию нередко рассматривают как результат, итог коррекционно-педагогической работы | Процесс приспо-собления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих труд-ностей. Школь-ная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. Дез- адаптация - это состояние невоз-можности приспо-собиться к изменившимся условиям или преодолеть возни-кающие труднос- ти. Например, результаты школьной дезадап-тации – неуспе-ваемость, отставание в освоении школьной программ-мы, негативное отношение к учению, пропуски занятий, педагоги-ческая запущен-ность, асоциальное поведение и т. п. |
В коррекционной педагогике (А. Д. Гонеев и другие) коррекционно-педагогическая деятельность рассматривается как составная часть педагогической деятельности, учебно-воспитательного процесса в целом, направленная на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. Необходимость такой деятельности обусловлена тем, что личность ребенка изменчива и не всегда формируется по восходящей линии. Временные психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения встречаются у многих детей.
Сформулируем цели коррекционно-педагогической деятельности.
Ø Разностороннее развитие личности индивида.
Ø Социальная реабилитация индивида.
Ø Компенсация дефекта.
Ø Предупреждение развития вторичных дефектов (нарушения развития высших психических функций).
Ø Усвоение индивидом культуры общества, овладение опытом деятельности и отношений в доступной для него форме.
Коррекционно-педагогическая деятельность охватывает весь педагогический процесс, все его компоненты. Поэтому выделяют такие виды этой деятельности, как: коррекционно-диагностическую, коррекционно-развивающую, коррекционно-воспитательную, коррекционно-обучающую, коррекционно-профилактическую.
Коррекционно-педагогическая деятельность осуществляется с учетом общепедагогических принципов и собственно принципов коррекционно-педагогического процесса.
Ø Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Ø Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, определения базовых достижений в каждом возрастном периоде.
Ø Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс.
Ø Расширение традиционных видов деятельности ребенка, обогащение их новым содержанием.
Ø Принцип комплексного использования методов и приемов коррекции.
Ø Расширение форм взаимодействия взрослых и детей, создание условий для активизации сотрудничества между ними.
Ø Формирование и коррекция высших психических функций, активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений, использование их для развития практической деятельности, общения и поведения детей.
Ø Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, результатов анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи.
В 1996 году в Республике Беларусь был проведен единовременный учет детей и подростков с особенностями психического и физического развития. С этого времени банк данных о детях с такими особенностями ежегодно пополняется и уточняется. В настоящее время обнаруживается тенденция к некоторому увеличению количества детей с нарушениями в развитии.
Все нарушения в развитии в зависимости от времени возникновения могут быть разделены на врожденные и приобретенные. Врожденные нарушения связаны с заболеваниями матери во время беременности или с наследственными генетическими поражениями. Приобретенные нарушения связаны с родовыми или послеродовыми поражениями организма ребенка. По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.
Причинами возникновения нарушений могут быть не только биологические, но и социальные факторы. Различные формы нарушений развития индивида (онтогенеза) обозначают термином «дизонтогенез». Исследователи выделяют различные варианты дизонтогенеза (см. схему).
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Дадим общую характеристику нарушений психофизического развития (см. таблицу).
Нарушения психофи- зического развития | Краткая характеристика |
1. Нарушения слуха | Это глухота (полное выпадение слуха или остаточный слух), частичная слуховая недостаточность (тугоухость), потеря слуха после овладения речью. Глухота вызывает более медленное и более своеобразное развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влияют на развитие всех познавательных процессов ребенка, воли, эмоций, чувств, характера и других свойств личности. Между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи, а средством общения их со слышащими являются естественные жесты |
2.Нарушения зрения | Это слепота (полное отсутствие зрительных ощущений, сохранение светоощущения, остаточное зрение), слабое зрение, косоглазие и другие. Обучение незрячих детей осуществляется на основе системы Брайля посредством осязания. Чем раньше возник дефект зрения, тем большее негативное влияние он оказывает на формировании психики ребенка, на развитие познавательных процессов (уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество). Физическое развитие характеризуется нарушением точности движений, их интенсивности, специфической ходьбой. Затрудняется общение, нарушается игровая деятельность. Особое значение для слепых и слабовидящих людей имеет осязание как ведущий фактор ком- пенсаторного развития, именно через осязание происходит познание ими окружающего мира. Большое значение имеют также слуховое восприятие и речь |
3.Нарушения (недоразвитие, утрата) функций опорно-двигательного аппарат | Значительную часть детей с такими нарушениями составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Это заболевание возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Оно проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности. Требуется специальная работа по социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в двух направлениях: приспособление к ребенку окружающей среды (специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы и т. п.) и приспособление самого ребенка к обычным условиям окружающей среды |
4. Интеллектуальная недостаточность | Проявляется как умственная отсталость или задержка психического развития (ЗПР). Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Формы умственной отсталости: олигофрения (проявляется в возрасте до двух лет) и деменция (после трех лет). В соответствии с классификацией ВОЗ выделяют: легкую степень умственной отсталости, умеренную умственную отсталость, выраженную умственную отсталость, глубокую умственную отсталость. Исследователи выделяют также три степени интеллектуального недоразвития. Самая тяжелая степень — идиотия, затем — имбецильность, наиболее легкая степень — дебильность. Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются нарушениями (стойким отставанием) в сфере познавательных процессов, в том числе в словесно-логическом мышлении. Своеобразны и их личностные проявления. Эти дети нуждаются в специально организованном обучении и воспитании, которые направлены на общее развитие детей, формирование у них высших психических процессов, прежде всего мышления. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми предусматривает также совершенствование их эмоционально-волевой сферы. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития. Это нарушение вызывает трудности в обучении. Общей причиной неуспеваемости детей с ЗПР в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельно сти. Состояние ЗПР следует разграничивать с педагогической запущенностью или умственной отсталостью |
5. Тяжелые наруше- ния речи | В логопедии выделяют нарушения устной и письменной речи. К нарушениям устной речи относятся расстройства звукового оформления речи: отсутствие или нарушение голоса (афония, дисфония); патологически замедленный темп речи (брадилалия); патологически убыстренный темп речи (тахилалия); заикание; нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной обеспеченности речевого аппарата (дислалия); нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия); нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата (дизартрия). Выделяют также нарушения структурно-семантического оформления высказываний: отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (алалия); полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (афазия). Нарушения письменной речи могут выражаться в частичном (полном) специфическом нарушении процессов письма (дисграфия) или в частичном (полном) нарушении процессов чтения (дислексия). Речевые нарушения могут быть как врожденные, так и приобретенные. Вместе с тем факторы риска имеют социально-психологическую природу: недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми, педагогическая запущенность и другие. Если речевые нарушения носят органический характер, то они могут сопровождаться различными двигательными нарушениями, быстрым истощением и пресыщением любым видом деятельности, раздражительностью, возбудимостью, повышенной расторможенностью, неустойчивостью внимания и памяти, низким уровнем понимания словесных инструкций |
6. Комбинированные (сложные, смешан- ные) дефекты | Сложные нарушения развития возникают при сочетании двух или более психофизических нарушений развития у одного ребенка (например, слепоглухонемота, сочетание умственной отсталости с глухотой). При сложных нарушениях резко суживается диапазон возможных средств компенсации |
7. Дисгармоничное развитие | Примерами выступают психопатия и патологическое формирование личности. Психопатия - психическое расстройство, проявляющееся в необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации ребенка в социальной среде. Патологическое формирование личности может проявляться в патологии влечений, отклонениях в нравственном развитии, в за- крепленных отрицательных формах поведения вплоть до правонарушений и преступлений |
8.Искаженное развитие | Клинической моделью варианта искаженного психического развития является синдром раннего детского аутизма (РДА). В случае РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, другие, наоборот, патологически ускоренно. В соответствии с критериями ВОЗ при аутизме наблюдаются: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению; ограниченные повторяющиеся или стереотипные модели поведения, виды деятельности, интересы; особенности речевого развития (отсутствие речи, эхолалия, наличие слов-штампов или фраз-штампов, «попугайность» речи; позднее появление в речи личных местоимений, расширение или сужение толкований значений слов и др.) |
В последнее время растет количество детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Диагноз СДВГ устанавливается ребенку в возрасте до 7 лет, если на протяжении 6 месяцев у него наблюдались непоседливость, беспокойные движения руками и ногами, многословие, привычка перебивать собеседника, невозможность соблюдения тишины, очередности, неспособность довести начатое дело до конца, непонимание опасных ситуаций и др. Нередко данный синдром встречается в рамках задержки психического развития, аутистических особенностей, а также одаренности.