Особенности деятельности учителя-дефектолога на диагностическом этапе коррекционно-развивающей работы
Цель - выявить причины возникновения трудностей детей в учении.
На данном этапе работы в процессе диагностического (психолого-педагогического) обследования учащихся учителю-дефектологу важно выявить симптомы учебных затруднений и получить ответ на вопрос о причинах и механизмах их возникновения у детей, что и определит направленность и содержание требующейся коррекционной работы. При психолого-педагогическом обследовании учителем-дефектологом учащихся I класса выявляются проблемные зоны развития, из-за которых у детей могут возникнуть трудности в учении.
Фиксируются также «золотники здоровья» (Л.С.Выготский) - сохранные функции, звенья развития, что важно для выявления возможных компенсаторных механизмов формирования недостаточно развитых или нарушенных функций.
Диагностическая деятельность осуществляется учителем-дефектологом в процессе коррекционных занятий, которые в начале года (сентябрь) носят диагностический характер.
14 Особенности деятельности учителя-дефектолога на аналитическом этапе коррекционно-развивающей работы. Перспективное планирование
Цель - определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися конкретного данного класса (группы).
Средства достижения цели - анализ диагностических карт.
Продукт (результат) - перспективный план коррекционной работы, позволяющий педагогу ответить на вопрос: «Над чем надо работать с данной группой детей?» В этом плане должны быть отражены общие для группы учащихся и индивидуальные в отношении конкретных детей задачи коррекционной работы.
Перспективный план может быть представлена следующими графами:
1) направления коррекционной работы, в рамках которых были выявлены проблемы в развитии;
2) задачи коррекционной работы (по указанным направлениям);
3) учащиеся, для которых оказались актуальными выделенные задачи.
Порядок размещения других направлений (выделенных школьно-значимых функций), оказавшихся актуальными (а значит - «проблемными») для детей определенного класса, не имеет значения. Причем для учащихся разных классов, но одной возрастной группы, данный перечень может быть иным. Например, среди направлений коррекционной работы с учащимися одного класса выделено такое, как «развитие зрительного восприятия», а для другой группы учащихся той же возрастной категории -учеников параллельного класса - это направление коррекционной работы может оказаться неактуальным вовсе либо спектр задач будет иным.
Итак, задачи коррекционной работы определяются только на диагностической основе, поэтому единого плана коррекционной работы с детьми той или иной возрастной группы быть не может.
Особенности деятельности учителя-дефектолога на этапе реализации задач коррекционно-развивающей работы. Планирование на неделю
Цель - выделить комплекс задач, над которым учитель-дефектолог планирует работать в течение определенного периода.
Календарно-тематический план коррекционных занятий составляется на одну (ближайшую) неделю. Такой небольшой временной интервал тематического планирования обусловлен тем, что тема коррекционного занятия формулируется на основе ведущей задачи данного занятия, а предугадать, какая задача будет доминировать в работе с ребенком (какие изменения в его развитии произойдут) через неделю-две, а тем более через месяц - просто нереально. Поэтому тематика занятий определяется на небольшой временной интервал - неделю. По прошествии недели на основе результатов проведенных занятий определяются задачи и тематика занятий на следующую неделю.
Примерные графы плана на неделю:
- дата
- задачи
- тема
- учащиеся.
Для оценки результативности коррекционной работы учитель-дефектолог также изучает симптомы учебных затруднений учащихся, используя при этом методы беседы с учителями и анализа продуктов детской деятельности (тетрадей детей, их письменных работ, рисунков и т. п.).
16 Специфика ежедневного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с ИН
Ежедневное планирование предполагает составление планов-конспектов коррекционно-развивающих занятий.
Составление плана-конспекта коррекционно-развивающего занятия целесообразно организовать в ряд этапов:
1 этап - диагностический, включающий в себя сбор сведений об особенностях психического развития воспитанников, обработку и анализ результатов, группировку выявленных проблем, постановка целей и задач, определение критериев эффективности коррекционно-развивающей работы.
2 этап - планирование содержания коррекционно-развивающей работы. С учетом поставленных целей и задач осуществляется подбор методик и технологий, оставляются (или адаптируются) коррекционно-развивающие программы, календарно планируются мероприятия (сроки, задачи, методы, планируемые результаты, ответственные, кто и как осуществляет контроль), согласовываются действия с другими специалистами.
3 этап - непосредственное проведение занятия.
4 этап - итоговое тестирование: получение, обработка и анализ результатов по выбранным критериям эффективности, сравнение с запланированными целями, выводы, определение задач на следующий период.