Сущность коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога

Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающей деятельности учителя – дефектолога в РБ

1. Положение о вспомогательной школе (школе-интернате). Постановление МО РБ 19.07.2011 №94.

2. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2011 №131.

3. Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012.

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З.

5. Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы.

План мероприятий по реализации государственной программы развития специального образования.

6. Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации от 11.04.2002.

7. Образовательный стандарт «Специальное образование» (основные нормативы и требования). Постановление МО от 11.06.2010 №60.

8. Инструкция о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов от 05.09.2011 №253.

9. Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях от 06.08.2009.

10. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них от 25.07.2011 №136.

11. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. Постановление МО от 25.07.2011 №116.

12. Положение об учреждении общего среднего образования. Постановление МО от 20.12.2011 № 283.


Сущность коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога

Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребёнка требуют системного подхода к разработке коррекционно-развивающих технологий (КРТ).

КРТ – это совокупность знаний о способах и средствах проведения коррекционного процесса. Этот термин выбран не случайно.

Во-первых, КРТ – это сложная система, включающая в себя как стратегические, так и тактические задачи. Стратегические задачи включают разработку коррекционных программ и коррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов и коррекционных техник, определение формы и характера проведения коррекционной работы, продолжительности и режима занятий, подбор и комплектование групп.

Во-вторых, нельзя создать универсальную коррекционную программу для детей с проблемами в развитии. Это обусловлено тем, что, кроме структуры дефекта и степени тяжести его проявления, необходимо учитывать время возникновения, уровень развития межфункциональных связей, типологические и индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также предшествующую социальную ситуацию развития.

В-третьих, коррекционная работа с ребёнком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим ребёнком по перевоспитанию его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребёнок.

В-четвёртых, важно, чтобы коррекционная работа носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, а к тому, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и формирования личности. То есть при разработке стратегических основ педагогической коррекции необходимо ориентироваться на перспективу развития.

В-пятых, специфика конкретных задач педагогической коррекции зависит от типа детского учреждения, которое посещает ребёнок.Программа должна быть согласована с другими специалистами.


3 Основные подходы к планированию коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога

Одним из важных и сложных моментов в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционно-педагогической работы. Анализ существующей практики позволил выделить ряд проблем в планировании педагогической работы на занятиях коррекционного компонента.

Первая проблема заключается в прямом переносе логики планирования педагогической работы по учебному предмету на планирование коррекционных занятий. Это находит выражение в следующих аспектах планирования:

Вторая проблема связана с представлением о коррекцион-но-педагогической деятельности как об общеразвивающей, тренинговой работе по развитию всех познавательных процессов. Об этом свидетельствуют, как правило, тематические планы коррекционной работы практиков

Третья проблема связана с отсутствием отражения в планах коррекционной работы ее индивидуализированного характера.

Четвертая проблема связана с отсутствием единых подходов к планированию коррекционной работы. Это приводит к тому, что в разных регионах республики планирование этого вида деятельности осуществляется по-разному.

 


4 Этапы и цели планирования коррекционно-развивающей работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Этапы планирования:

1. Диагностический (начальная диагностика).

Цель – выявить основные трудности учащихся с ИН.

2.Аналитический

Цель - Определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися с ИН.

3. Стратенический (прогностический)

Цель - Выделить комплекс задач, над которым учителем-дефектологом планирует работать в течение 1-й четверти.

4. Диагностический (текущая диагностика).

Цель - Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях

5. Аналитическо-стратегический.

Цель - выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 2-й четверти.

6. Диагностический (текущая диагностика).

Цель - Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях.

7. Аналитическо-стратегический.

Цель - выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 3-й четверти.

8. Диагностический (текущая диагностика).

Цель - Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях.

9. Аналитическо-стратегический.

Цель - выделить комплекс задач, над которыми учитель-дефектолог планирует работать в течение 4-й четверти.

10. Диагностический (текущая диагностика).

Цель - Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях.


Планирование коррекционно-развивающей работы учителем-дефектологом

 

Специфика деятельности учителя-дефектолога в процессе коррекционных занятий определяет особый подход к ее планированию. Данный подход основывается на следующих положениях.

return false">ссылка скрыта

1. Коррекционная работа отличается от педагогической работы по учебному предмету целью, содержанием и результатами:

§ целью коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в рамках данного вида занятий является устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, усвоении тех или иных предметных знаний, умений и навыков;

§ содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических школьно-значимых функций и формировании учебной деятельности;

§ в результате коррекционной работы у ученика формируются обобщенные умения в той или иной области развития (восприятия, речи, памяти, мышления, деятельности или других), которые повышают уровень его успешности в учебно-воспитательном процессе.

2. Коррекционная работа отличается от общеразвивающей наличием конкретной «мишени» коррекционного воздействия, то есть конкретных проблем развития определенных сфер (личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной).

3. Планирование коррекционно-педагогической работы осуществляется на диагностической основе (действенный план коррекционной работы может быть составлен учителем-дефектологом только на основе точного выявления проблем в развитии учащихся, затрудняющих их учебную деятельность, что предусматривает необходимость проведения тщательной диагностической работы).

4. Планирование коррекционной работы является индивидуально ориентированным, поэтому в планах работы должен быть «виден» каждый ребенок.


6 Особенности планирования коррекционно-развивающей работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Специфика деятельности учителя-дефектолога в процессе коррекционных занятий с учащимися с ИН определяет особый подход к ее планированию. Данный подход основывается на следующих положениях.

1. Коррекционная работа отличается от педагогической работы по учебному предмету целью, содержанием и результатами:

§ целью коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в рамках данного вида занятий является устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, усвоении тех или иных предметных знаний, умений и навыков;

§ содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических школьно-значимых функций и формировании учебной деятельности;

§ в результате коррекционной работы у ученика формируются обобщенные умения в той или иной области развития (восприятия, речи, памяти, мышления, деятельности или других), которые повышают уровень его успешности в учебно-воспитательном процессе.

2. Коррекционная работа отличается от общеразвивающей наличием конкретной «мишени» коррекционного воздействия, то есть конкретных проблем развития определенных сфер (личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной).

3. Планирование коррекционно-педагогической работы осуществляется на диагностической основе (действенный план коррекционной работы может быть составлен учителем-дефектологом только на основе точного выявления проблем в развитии учащихся, затрудняющих их учебную деятельность, что предусматривает необходимость проведения тщательной диагностической работы).

4. Планирование коррекционной работы является индивидуально ориентированным, поэтому в планах работы должен быть «виден» каждый ребенок.

5. Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

 

 


7 Виды планов коррекционно-развивающей работы: перспективный план. план работы на четверть, календарно-тематическое планирование на неделю, технологическая карта коррекционного занятия

В коррекционно-развивающей работе используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития;

2. Годовой план коррекционно-развивающей работы;

3. Календарное и календарно-тематическое планирование в конкретной группе.

4. Индивидуальные календарно-тематические и перспективные планы (на каждого ребенка).

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Годовой план – план коррекционно-развивающей работы, составленный на 1 учебный год.

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

- Установить объем плана в условно-учебных часах.

- Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

- Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Перспективный план – наиболее общий вид планирования, который отражает стремления и задачи учителя-дефектолога. В то же время календарно-тематический план – наиболее точная детализация планирования работы учителя-дефектолога, т.е. конкретизация перспективного и годового планов коррекционно-развивающей работы.

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия содержит в себе подробное описание хода занятия, цели и задачи.