Языческая культура белорусов

Тема 3.2. СВОЕОБРАЗИЕ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ (2 часа)

Цель: сформировать представления об основных понятиях курса, обосновать их значимости для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области культурологии.

2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении своеобразия белорусской культуры в контексте мировой.

3. Создавать условия для развития познавательного интереса к познанию своеобразия белорусской культуры в контексте мировой.

Вопросы:

1. Языческие корни белорусской культуры.

2. Адаптация белорусами христианской культуры.

3. Место и роль униатской церкви на белорусской земле.

4. Динамика белорусской культуры.

5. Процесс национального самоопределения и формирование национального сознания как ведущее направление развития белорусской культуры начала ХХ века.

 

Языческая культура белорусов

Белорусский этнос и его культура сформировались на стыке двух культурных регионов – Западного и Восточного. Общепринято, что характерной чертой Востока является коллективизм как итог тысячелетней устойчивости общинного землепользования и централизованного распределения необходимых для земледелия водных ресурсов. Централизация на ранних этапах содействовала складыванию и укреплению деспотической формы управления. Характерная особенность восточного менталитета – ориентация на волю руководителя, отсутствие индивидуальной инициативы и ставка на силовое преодоление противоречий без плюрализма мнений и предварительного анализа ситуации. Западные ценности, наоборот, складывались на основе индивидуализма, рационалистической аналитики, которая уже проявилась в философии Платона и логике Аристотеля.

Находясь на границе столкновения идей и интересов восточной деспотии и западного прагматизма, белорусский народ был вынужден выработать надёжные средства культурной безопасности.

Положение белорусов на границе двух культурно-исторических типов (условно говоря – восточного и западного) объясняется их собственной историей и обусловленным архетипами менталитетом, а так же их этногенезом. В культурологии в качестве менталитета рассматривается совокупность культуры и образа мышления народа, его универсального творчества.

Важным определяющим элементом в развитии любой культуры в целом является традиционная культура. Белорусская традиционная культура, как и традиционная культура других этносов, по совокупности элементов, из которых она состоит – многослойна. Её отдельные элементы появились в разные исторические периоды, часто в итоге смешивания предыдущих культурных общностей или были переняты у соседей.

Если рассматривать белорусскую традиционную культуру в историко-генетическом аспекте, то уже самые древние её элементы имеют европейские корни. Они были характерны для большей части Европы и в этом смысле являются европейскими, а не узколокальными, местными явлениями. Появление этих древних элементов традиционной белорусской культуры относится ещё к каменному веку. Такие элементы есть в древних занятиях (рыболовстве и собирательстве), в отдельных названиях рек и озёр. Они похожи на явления культуры европейских финских этнических сообществ. Европейского происхождения и те элементы белорусской традиционной культуры, которые отражают её исторические связи с балцкими культурами. К ним относятся древние черты земледелия и животноводства, некоторые названия рек и озёр. Специфически европейский характер имеет и балцко-финский синтез, смешение балцких и финских культур, ассимиляция балтами финнов и формирование балцких культур с финскими элементами. Этот балцко-финский синтез частично захватил и территорию нашего края, в частности Подвинье. В итоге появились элементы смешанного балцко-финского происхождения, например, название реки Лынтупка. массового расселения славян культурные процессы на территории Беларуси приобретают, таким образом, ещё более широкий европейский характер и ещё в большей степени делают местные культуры европейскими культурными феноменами.

По мнению историков, формирование белорусского этноса, у истоков которого стояли славяне и балты, началось в VII–VIII веках и завершилось к XIII–XIV вв. "Дело в том, что уже к концу XIII века (по авторитетному свидетельству проф. Карского) белорусская народность выступает сформировавшейся в своих основных чертах… Войдя полностью в состав Великого княжества Литовского, она ощутительно перетянула тяжестью своей культуры на весах истории Литву и, обретя над ней авторитет, продолжала развиваться на своих древнеславянских корнях" (М. Богданович ). Большинство исследователей белорусской культуры сходятся во мнении о том, что основы белорусской ментальности были заложены во времена языческой истории. Более того, мировосприятие белорусов на протяжении многих столетий, вплоть до XX века во многом остаётся языческим. "У сваёй аснове старажытная беларуская культура спалучала язычнiцкую i грэка-вiзантыйскую традыцii" – М. Богданович. Доказательством этого является тот факт, что христианство на белорусские земли пришло не насильственным путём, а свободно. Языческие культы для белорусов во все времена сохраняли свою значимость, более того, в ХХ веке можно наблюдать такое явление как сплав языческих и христианских элементов религии белорусской нации. Например, выделение даже на государственном уровне таких языческих, но ставших христианскими с большой оговоркой со стороны православной церкви, праздников как Радуница, Деды, Дожинки, купальская ночь и др.

В целом, языческая религия белорусов представляла собой две ветви: поклонение природе и культ предков. В культе предков главными были бог Род – дух предков, покровитель дома и семьи, и Рожаницы – женские божества, покровительницы рода, домашнего очага, а также бог Чур – покровитель домов. В связи с этим культом на белорусских землях сохранились такие памятники материальной культуры как курганы – своеобразные святилища, где хоронили предков. По сей день у белорусов сохранилась традиция поминать предков на кладбищах, оставляя там яства с поминального стола. В то время как по христианским обычаям это поминание должно происходить в церкви, сугубо на духовном, а не материальном уровне.

Природе белорусы придавали огромное значение с тех самых далёких времён. Во главе языческого пантеона богов стоял бог неба Сварог. Ступенькой ниже располагались Ярило, который олицетворял весну, пробуждение природы, Купала – бог плодородного лета, Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводов, Перун – покровитель грома и молнии. Низшую ступень этой божественной иерархии составляли ветры, русалки, домовые, водяные и т.д. Таким образом, природа, окружавшая древних белорусов, была наполнена живыми существами. В то время возникло множество обрядов, связанных с различными моментами календарного и сельскохозяйственного цикла: прилёт птиц, вызывание весны, Юрьев день, купальская ночь, дожинки, праздник бога урожая – богача и другие, многие из которых сохранили свою актуальность по сей день.

return false">ссылка скрыта

Кумиры языческого пантеона представляли собой скульптурные изображения из дерева, бронзы, глины и камня. Идолам поклонялись и приносили жертвы в культовых сооружениях – капищах.

Традиционная культура белорусов складывалась в формах, типологически близких культуре народов Северной Европы. Ирландский и германо-скандинавский эпос, а значит, и национальная аксиология народов Северной Европы формировались на основе языческой мифологии. Белорусский ранний рыцарский эпос возник также на основе языческой мифологии. Его героями являлись богатыри, такие, как Микула Селянинович, князь Изяслав Василькович и мифологизованый в народных преданиях и в исключительно языческом «Слове о походе князя Игоря» Всеслав Полоцкий.

Древняя белорусская культура формировалась под существенным воздействием мировоззренческой парадигмы христианства. Это был тип и проявление творчества, одухотворённого идеями и устремлениями христианского гуманизма. Ядро его составляли принцип духовно-моральной самодостаточности человека и идея добра как предпосылка существования и консолидации гражданского общества. На такой общечеловеческой, гуманистической основе возникла и развивалась древняя белорусская культура, что и предопределило характерные для неё возвышенный внутренний пафос и стремление к одухотворению окружающего мира и человека. Эта гуманистическая тенденция достаточно быстро закрепилась в сущности древнебелорусской культуры и постепенно приобрела признаки устойчивой национальной традиции. Творческая сила этой идейной традиции отчётливо проявилась ещё в первый период культурно-исторического развития Беларуси, о чём свидетельствует деятельность славных представителей христианского культурно-просветительского движения ХІІ века: Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Евфросинья Полоцкая и Кирилл Туровский оставались безразличными в отношении к мистике и эсхотологии официального православия. Климент Смолятич в своих проповедях обращался к произведениям Гомера и Аристотеля.

Отказ от слепого копирования норм византийской деспотии и преобразованного фактически в её орудие «православия без христианства» довольно ярко проявляется во всей культуре Х – ХІІ вв. Устойчивость гуманистических традиций была в белорусской культуре той основой, на которой сформировались направления и школы, признанные в культуре как феномены общечеловеческого значения: архитектурные гродненская и полоцкая школы в Х – ХІІ вв., белорусская иконопись, белорусская правовая культура. Данные направления в развитии белорусской культуры являются свидетельством жизненности гуманистических традиций, основы которых уже формировались в языческий период. Культ Солнца, Земли и плодородия, характерный для народной мистерии, был иммунитетом против фанатизма и ригоризма.

Для формирования цивилизационных особенностей культуры большое значение имели характер и «тональность» процесса крещения наших предков. В отличие от принудительного крещения Киевского княжества на белорусских землях приобщение народа к новой религии происходило мирным, эволюционным путём и растянулось по времени почти на 2 столетия. Это была мирная «конвергенция 2-х ментальностей – самобытной народной, языческой и христианской, перенесённой из эллинистической Византии. Летописи и «Слово о полку Игореве» засвидетельствовали, что Всеслав Брячиславович, знаменитый полоцкий князь, которого называли Чародеем, наиболее ярко воплотил это «двуверье»: знаменитый строитель Полоцкой Софии, идеальный прообраз государственно-правового начала наших предков, он приобрёл славу языческого прорицателя и чародея. Так в «Слове о полку Игореве» отмечается: «Всеслав-князь людям суд судил, городами князей наделял, а сам по ночам волком гулял. Из Киева до петухов достигал Тмутаракани: великому Хорсу (Днепру) волком дорогу перебегал».

Этот синтез христианской духовности и языческой художественной мифологии – одна из причин расцвета белорусского фольклора, особенно обрядовой песни и волшебной сказки.

Для белорусской культуры XI – первой половины XIII вв. определяющим было византийское влияние. XI – XII вв. в истории Византии было периодом мощного расцвета культуры. Переработав традиции древних Греции и Рима, она явилась мостом между Европой и Азией, между античностью и новой Европой, действительно мировым центром культуры. Византийских мастеров приглашали самые богатые дворы, всё византийское рассматривалось в качестве образца для копирования. Не были исключением и древнебелорусские земли. С Византией связано распространение христианства в соответствии с восточным обрядом, развитие каменного зодчества, появление смальтовых мозаик, ряда ювелирных технологий. Воздействие византийской культуры на древнебелорусскую шло различными путями: через торговлю, династические контакты, приглашение мастеров.

Вместе с тем, культура Византийской империи не была однородной. Анализ архитектурных памятников Беларуси XI – XII вв. даёт основания утверждать, что не менее ощутимый импульс шёл от византийской провинции, а не только от столицы – Константинополя. Уникальная на восточнославянских землях черта гродненской архитектурной школы – инкрустация фасадов зданий полихромными маёликовыми плитками – была характерна для украшения храмов на территории Греции (Беотия, Аргалида) Храмы-триконхи берут своё начало с Афона. Храм такого типа на белорусских землях находится в Бельчицком монастыре Полоцка. В этот ряд вписывается и версия С.Тарасова о принятии христианства, письменности из Болгарии и построении Софийского собора в Полоцке по образцу Софийских соборов Болгарии.

Постепенно традиции в белорусской культуре, что появились под влиянием Византии, адаптируются, а до половины XIII века – угасают. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. она фактически перестала существовать. В середине XIII в. в результате монголо-татарского нашествия был повержен Киев. На севере белорусских земель заметно активизировался Ливонский орден. Для древнебелорусских земель, т.о. сложилась качественно новая политическая и культурная ситуация. Основным фактором истории стала Западная Европа. Контакты с западным миром фиксируются исследователями ещё в зарубинецкой культуре. В средние века следы этих контактов отчётливо проявились в архитектуре, мелкой пластике, наблюдается во фресковой живописи, в духовной культуре в целом.

Романские следы в духовной культуре связаны были в первую очередь с распространением христианства по западному образцу. Уже в IX в. на белорусских землях появляются миссионеры, что и было отражено в легендах. Со второй половины XII в. это явление уже фиксируется документально. Здесь можно отметить и попытку установления в Турове католической бискупии в 1105 г.

Культура Беларуси второй половины XIII – XVI вв. характеризуется доминированием западноевропейского влияния, что проявилось в укреплении позиций римско-католического костёла, расширении его воздействия на общественную жизнь, в первую очередь на образование; усвоении новаций в области фортификаций и вооружений; всё более широким проникновением западноевропейской культуры в быт населения, особенно горожан.

По своему типу и сферах, роли церкви и религиозного мировоззрения духовная жизнь Беларуси в XIV – XVI вв. в целом сохраняла многие характерные черты средневековой культуры. Вместе с тем происходил интенсивный процесс урбанизации общества. В городе в среднем проживало от 1,5 до 3-х тысяч человек. Самыми крупными городами в XV веке были Полоцк, Наваградок, Витебск, Менск, Слуцк и др. К середине XVI века в Полоцке насчитывалось около 50 тыс. жителей. Бурно развивались ремесло и торговля. Кроме традиционных ремёсел – гончарного, ткацкого, слесарного, распространяются новые – изготовление бумаги и стекла. Наблюдается подъём ювелирного мастерства. Художественно-этнографические традиции белорусов особенно ярко проявились в ремёслах, связанных с изготовлением обуви, одежды, обработке кожи. Ремесленники и купцы объединялись в цехи и гильдии. Белоруские купцы выступали довольно часто посредниками в торговле между западноевропейскими государствами и Великим княжеством Московским. На протяжении XIV – XVI вв. Берестье, Полоцк, Менск, Драгичин, Могилёв, Орша, Пинск, Наваградок и ряд др. городов получили право на самоуправление – Магдебурское право.

Возникновение белоруской народности и её развитие были прежде всего связаны с территориальным единством. Становление и развитие белоруской народности проходило также под воздействием собсвенно этнических факторов. Общность белоруской культуры особенно ярко проявилась в становлении и развитии белоруского народного и литературного языка. Характерные черты белоруского языка – деканье, твёрдое «р» и др. – постепенно отражаются в памятниках письменности. Главное направление в развитии белоруского литературного языка в XV – XVI вв. определялся закреплением в ней грамматических и лексических форм народного разговорного языка. Данный период времени характеризовался феноменом этнорелигиозной толерантности.

Наиболее значительное проявление взаимодействия и синтеза восточных и западных традиций проявилось в религиозной части белорусской культуры. Для неё характерно сосуществование православия и католицизма. Противоречия, конфликты между католической и православной церковью на Беларуси, на которые обращают большое внимание историки, были обусловлены преимущественно политическими устремлениями соседних государств или социально-экономическими и политическими мотивами отдельных социальных групп. Для большинства представителей белорусского этноса православие и католицизм были культурными явлениями, которые продемонстрировали возможность сосуществования и взаимодействия, взаимовлияния. Взаимовлияние православия и католицизма имело своим итогом, в частности, униатскую религиозную культуру, которая и является как раз ярким образцом синтеза восточных и западных традиций. Так как католицизм и православие оказывали значительное влияние на другие части белорусской культуры, то именно сосуществование этих традиций обусловило значительное своеобразие многих составляющих частей белорусской традиционной культуры, своеобразие белорусского цивилизационного комплекса в целом. Тенденция не замечать этого синтеза, идентифицировать белорусскую культуру или с западной, или с восточной традицией отражает непонимание белорусской традионной культуры как феномена европейской цивилизации. Такой односторонний подход не соответствует сущности белорусской традиционной культуры, не имеет конструктивного характера. Он может явиться одним из условий возникновения напряжённости, разъединения белорусского этнического сообщества, дестабилизации его существования.

На территории Беларуси постепенно формировался западный тип культуры. Слово «тиран» уже в Виленский период истории приобрело отрицательную семантику. Белорусская культура в восточнославянском регионе в эпоху средневековья была духовной опорой народов в их борьбе с тиранией. Обоснование и утверждение идеи права верховенства закона в обществе, что нашло своё отражение в создании Статутов XVI в. – выдающихся памятников юридической мысли, было проявлением настойчивой социально-политической необходимости упорядочения внутригосударственных отношений на почве общепризнанных принципов и являлось свидетельством наличия в Беларуси прочной традиции выработки правовых, законодательных норм.

В начале XVII в. в Беларуси усиливается роль рационалистических тенденций. Путь выработки рационалистических средств осмысления действительности являлся путём подготовки и утверждения объективного научного познания, что и было осуществлено в эпоху Просвещения. В высших кругах назревает идея унии с Московией с целью присоединения её к западной цивилизации и нейтрализации имперской угрозы. В Беларуси формируется идея государства-дома для своих граждан – альтернатива имперскому государству-казарме. Однако контрреформационное движение на Западе набирало постепенно силу, а имперские амбиции абсолютизма втягивали Европу в бесконечные войны.