Первообщинный строй

В Приуралье, север – предки коми-зырян (охота, рыболовство, земледелие, скотоводство). На р. Ижме – оленеводство (от ненцев). Стадия разложения п/о строя. Южнее – земли предков коми-пермяков (с верховьев Вишеры до Очера), доходили до Камы, Уральских гор, ближайшие родственники коми-зырянам по языку (пермская ветвь финно-угорской языковой семьи). Занятия – охота, рыб-во, земл-е, скотоводство более сильно развито, чем у коми-зырян. Разложение п/о строя. Развито производство медных и железных орудий.

Удмурты – разложение п/о строя на более поздней стадии, преобладание охоты, рыб-во, земледелие и скотоводство развиты сильнее. На Восточном Урале – предки современных народов угорской ветви. Вся территория Свердловской области – манси (вогулы) – охота, рыб-во; южные манси знали примитивное земледелие. Поздно заимствовали оленеводство. На крайнем северо-востоке Урала – ханты (остяки) – родственники манси, близки в хозяйственном отношении, но сильнее развито рыб-во по берегам рек и озер Зауралья. Начало разложения п/о строя. В районе среднего течения Чусовой, Сылвы – население сылвинской культуры (охота, рыб-во, примитивное земледелие, разложение п/о строя, памятники, городища, могильники), не оставили «наследников», возможно предки венгров-мадьяров. Были ассимилированы русским и татарским населением. Народы тюркской языковой группы – почти весь Южный Урал, Средний Урал, от Осы до Юга Свердловской области. Разложение п/о строя. Элементы кочевого феодализма. Наиболее многочисленны (конец 15 в. 50 тыс. чел.). Этногенез сложный, финноугры, волны различных кочевников-тюрков. На крайнем Востоке – сибирские татары (из Средней Азии, в 14-15 вв. – Сибирское ханство).

Местные племена перешли от п/о строя к феодальному, минуя рабовладельческую формацию. Патриархальное рабство большой роли не играло. Сравнительно высокий уровень с/х техники у земледельческих народностей (коми-пермяки) создал условия для развития индивидуального хозяйства, в котором применение рабского труда было было экономически невыгодным. Зажиточная верхушка соседних общин предпочитала эксплуатировать труд не рабов, а зависимых от нее земледельцев, заинтересованных в развитии своего хозяйства. У народностей, занимавшихся кочевым скотоводством или охотой, рабовладельческие отношения не развивались в силу отсталых форм хозяйства и сохранения пережитков патриархального быта (племена угорского происхождения – манси, ханты). В южной части приуральских земель, кот. В 9-12 вв. вошла в состав Волжской Болгарии, феодализм сложился быстрее (удмурты, башкиры). Ускоряющее влияние на складывание феодальных отношений у народов Верхнего Прикамья оказали связи с русскими феодальными княжествами и процесс русской колонизации края. Помогла укреплению феодальных отношений и религия. Среди народов Северного и Среднего Урала распространилось принесенное из русских земель христианство. Народы южной части Урала испытывают сильное влияние мусульманской религии из Волжской Болгарии. Укрепление феодальных отношений ну Урале происходит уже в тот период, когда край вошел в состав Русского государства. Общественные отношения местного населения органически вошли в социальную структуру русского феодализма.

Особенности формирования феодальных отношений:

1. неодновременность (у удмуртов и башкиров быстрее)

2. влияние соседей

3. ни у одного народа окончательно не сложился, только в 16 в. в рамках русского государства

4. формирование происходило путем типичным для всей Восточной Европы

 

Начало

I период русской колониз. У. Борьба Моск. и Новг. за Прикамск. земли.

1 этап русской колониз. (кон.11-сер.16 в.) нач. эпизодич. походами русских войск на Урал и стихийной крестьянской колонизацией, а заканчив. вхождением народов Зап. Урала (коми-пермяков и удмуртов) в состав Русского гос-ва. Интерес русских к Уралу был вызван естеств. богатствами края (пушниной). Первыми проникли в край новгородцы, первонач. это были дружины новгор. бояр, ходившие для сбора дани. Первый факт проникн. русских, зафиксир. в письм. источнике – 1092 г.(Новг. летопись). В 1096 г. к летописцу пришел Гюрята Рогович (боярин или купец) и рассказал, что 4 года назад послал своего отрока в Югру (Сев. Урал, Зап. Сибирь – угорские племена). Путь отряда был тяжелый, но край богат пушниной, местное нас-е живет в пещерах, торговые отношения. Чрескаменный путь (по речн. системам, по Сев. Двине и притокам в Печору, Каму, потом на Восток «через Камень»). В 12 в. дружины новг. ушкуйников неоднокр. предприним. походы на Югру. В рез-те этих походов сев. уральские земли попали в данническую завис-ть от Новгорода и стали назыв. его волостями. Еще до нач. татаро-монгольского нашествия первые русские поселенцы проникли в земли удмуртов – на р. Вятку. В 12-13 вв. на р. Вятке возн. русские городки Орлов, Никульчин, Хлынов (позднее г. Вятка – Киров). В 13-14 вв. развертывается борьба Влад.-Сузд., а затем укрепляющегося Моск. княж-ва за сев.-вост. земли. В нач.13 в. в бассейне Сев. Двины возн. г. Устюг, ставший опорн. пунктом для продвиж. русских в Приуралье. В 1220 г. Сост. 1-ый поход в Приуралье рост.-сузд. земель. Но Новгород пока еще прочно удерживал вост. волости в своих руках. Продолж. походы новгородцев за данью в Югру. Но новгородцам все чаще приходилось встречать сопротивл ростово-сузд. колоний, постепенно попадающих под влияние Моск кн-ва. Борьба Моск. кн-ва за новг. волости была частью борьбы за созд. русского централиз. гос-ва. Приуральские земли были нужны ему для пополн. казны за счет сбора дани. Для обороны своих сев.-вост. границ и, позднее, как плацдарм для борьбы с Казанским и Сибирским ханствами. Моск. кн-во укрепл. свое влияние в сев.-вост. землях и путем внедр. христ. церкви. Церк. колониз-я нач. при епископе Стефане (изобрел азбуку коми), кот. в 1383 г. был назначен митрополитом московским в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссион. деят-ти Стефана, получившего имя Пермского, богатейший край земель вычегодских коми в кон.14 в. был присоед. к Москве. Из этих земель моск. влияние распростр. на Пермь Великую – Верхнекамские земли коми-пермяков. 1430 - Соликамск (Усолье Камское, братья Калинниковы), 1397 и 1409– Анфаловский городок (осн. воеводой Анфалой Никитиным). К сер.15 в. Василий II уст. свою администр. – князь Михаил Ермолаевич, Ермолай в Пермь Вычегодскую.