Классификация услуг по потребностям, стадиям жизненного цикла человека и типам потребителей

 

Стадии жизненного цикла и этапы развития человека Виды Виды услуг по действующему ОКУН Иерархия услуг по потребностям психологических категорий человека
психологических категорий человека потребностей человека в услугах
1. Рождение и рост Индивид Первичные потребности тела (физиологические) Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, прочие Услуги, удовлетворяющие физиологические потребности растущего человека
2. Развитие и зрелость: Становление функционирующего деятеля Субъект Вторичные потребности сознания и тела (социальные) Образования, санаторно-оздоровительные, физической культуры и спорта, социальные, связи, банков, туристские и экскурсионные, правового характера, пассажирского транспорта, прочие Услуги, удовлетворяющие потребности функционирующего деятеля
Становление развивающегося деятеля Личность Третичные потребности сознания (развития деятельности) Услуги учреждений культуры, науки, некоторые виды бытовых, медицинских и прочих услуг Услуги, удовлетворяющие потребности развивающейся личности
Становление творческого деятеля Отсутствуют Услуги культурно-твор­ческого самовыражения личности
3.Старение и смерть Индивид, личность, субъект Все виды потребностей Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, услуги учреждений культуры, науки и прочие услуги Все виды услуга

 

Анализ предложенной классификации услуг позволяет сделать выводы о том, что действующая организационная система оказания услуг населению ориентирована в основном на удовлетворение потребностей индивида и субъекта и почти не приспособлена к потребностям личности, тогда как основной ценностью в современном обществе является именно творческая личность.

Особенности рынка услуг

Развитый рынок, как известно, предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. Он имеет ряд специфических черт. К основным особенностям рынка услуг можно отнести: