Проблема нарушения интеллекта у детей в специальной психологии
Психология детей с нарушением интеллекта
Пояснительная записка
1. Цель курса: формировать представления об интеллектуальных нарушениях у детей.
2. Задачи курса:
1. Систематизировать теоретические знаний в области психологии детей с нарушением интеллекта.
2. Формировать представления об общих и специфических закономерностях психического развития ребенка в условиях интеллектуальной патологии.
3. Формировать навыки самостоятельной профессиональной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта.
4. Развивать умения диагностики и психокоррекции нарушений интеллекта у детей.
Место курса в системе социогуманитарного образования
Данное место определяется идеями гуманизма в отношении лиц с нарушением интеллекта. Курс учитывает наличие в специальной психологии двух парадигм – естественно-научной и гуманитарной. Первая ориентирована на эмпирический способ познания мира, путем эксперимента изучая закономерности психологического развития ребенка. Гуманитарная парадигма, ориентированная на феноменологические подходы, в большей степени акцентирует свои интересы на индивидуальности психических явлений и их проявлениях в социальной среде, что подразумевает учет клинических основ нарушений интеллекта. Данный подход позволяет формировать и закреплять профессиональные (теоретические и практические) представления студентов о нарушениях интеллекта у детей.
Требования к уровню освоения содержания курса
Итогом усвоения курса «Психология детей с нарушением интеллекта» должны быть знания о закономерностях отклонений в психическом развитии у лиц с нарушением интеллекта, навыки в дифференциальной диагностики и психокоррекции детей с нарушениями интеллекта.
II. Содержание курса
Темы курса
Проблема нарушения интеллекта у детей в специальной психологии.
Развитие личности детей с нарушением интеллекта.
Деятельность детей с нарушением интеллекта.
Особенности познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта.
Прикладные аспекты психологии детей с нарушением интеллекта.
Темы и краткое содержание
Тема 1
Проблема нарушения интеллекта у детей в специальной психологии
Предмет, задачи и методы психологии детей с нарушением интеллекта.Предмет, задачи и этапы становления психологии детей с нарушением интеллекта. Современные представления о предмете психологии детей с нарушением интеллекта.
Значение общей психологии для решения задач, стоящих перед психологией детей с нарушением интеллекта. Связь с другими науками (общая и возрастная психология, невропатология, психопатология, гигиена, офтальмология). Проблемы разграничения сферы исследований с некоторыми разделами психологии (нейропсихология, патопсихология, медицинская психология).
Основные задачи психологии детей с нарушением интеллекта в системе знаний по специальной психологии. Теоретические задачи. Прикладные задачи.
Основные направления исследований психологии детей с нарушением интеллекта: дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Особенности развития при сочетанных (сложных) нарушениях интеллекта.
Характеристика объекта психологии детей с нарушением интеллекта. Понятие о ребенке c нарушением интеллекта. Причины нарушений интеллекта у детей. Выявление общих и специфических закономерностей развития ребенка с нарушением интеллекта. Влияние первичного нарушения и его влияние на психическое развитие и личность ребенка. Представления об оптимальных возможностях коррекции и компенсации нарушений интеллекта у детей.
Основные методы психологии детей с нарушением интеллекта: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, эксперимент.
Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в психологии детей с нарушением интеллекта.
История становления и проблемы терминологии психологии детей с нарушением интеллекта. Первые упоминания о психологии детей с нарушением интеллекта. Развитие психологии детей с нарушением интеллекта. Основные теоретические и методологические концепции в современной отечественной и зарубежной психологии детей с нарушением интеллекта. Роль Л. С. Выготского в развитии знаний по психологии детей с нарушением интеллекта.
Перспективы развития психологии лиц с нарушениями интеллекта.
Понятия компенсации и коррекции в психологии детей с нарушением интеллекта, их взаимосвязь. Понятия абилитации, адаптации и реабилитации. Интеграция как сложный процесс взаимодействия ребенка с нарушением интеллекта с окружающим миром.
Понятие психического дизонтогенеза в психологии детей с нарушением интеллекта. Относительность понятий «норма» и «патология». Основные теоретические подходы к разграничению понятий «норма» и «патология» в психологии детей с нарушением интеллекта. Статистический подход, подход идеальной нормы, культурно-релятивный подход, симптоматический, уровневый и пр. подходы.
Развитие представлений о нарушениях интеллекта.
Понятие об интеллектуальном дефекте и его структуре (по Л. С. Выготскому). Первичный и вторичный дефекты. Врожденные и приобретенные дефекты. Комбинированный (сочетанный) дефект. Понятие о хронологичности при нарушениях интеллекта.
Сущность феномена дизонтогенеза. Психическое недоразвитие как вид дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому).
Обучение, обучаемость, обученность детей с нарушением интеллекта в теории культурно-исторического развития Л. С. Выготского.
Соотношение биологических и социальных факторов в психическом развитии детей с нарушением интеллекта. Проблемы возрастной периодизации. Особенности сензитивных периодов в развитии. Возникновение вторичной симптоматики нарушениях интеллекта. Нарушение общения со средой как закономерное проявление нарушений интеллекта.
Классификации нарушений интеллекта у детей и попытки их методологического обоснования. Классификации Г. Е. Сухаревой, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др. Классификация нарушений интеллекта в Международной классификации болезней (10-й пересмотр, 1994).
Проблемы сенсорной, интеллектуальной и социальной депривации лиц с отклонениями в развитии. Понятие депривации. Влияние депривации на интеллектуальное развитие ребенка. Неоднозначность ее влияния в зависимости от характера и времени возникновения интеллектуального нарушения. Депривация и личности ребенка с нарушением интеллекта.
Понятие «социальной депривации», ее влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной депривации.
Интеграция лиц с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
Абилитация, адаптация и реабилитация как условия эффективной интеграции лиц с нарушениями интеллекта. Проблемы абилитации детей с нарушениями интеллекта на разных этапах дизонтогенеза. Психологические особенности адаптации выпускников специальных школ для детей с нарушением интеллекта. Проблема реабилитации взрослых с нарушением интеллекта.
Психологические аспекты интегрированного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
Проблемы интеграции лиц с нарушением интеллекта в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов, психиатров.
Тема 2