Возникновение и развитие науки о процессах и аппаратах.

Учение о процессах и аппаратах возникло в начале нашего века, одновременно и независимо в России и в США. В России основы науки о процессах и аппаратах были заложены известными учеными-инженерами А. К. Крупским в Петербургском технологи­ческом институте и И. А. Тищенко в Московском высшем техничес­ком училище.

Впервые в России систематический курс основных процессов и аппаратов химической технологии был прочитан И. А. Тищенко в 1913 г. Быстрый прогресс этой науки начался в 20—30-х гг. Большой вклад в разработку отдельных разделов науки о про­цессах и аппаратах внесли И. А. Тищенко — автор расчетов выпар­ных установок, Д. П. Коновалов — автор классических исследова­ний в области перегонки жидкостей, опубликовавший в 1924— 1925 гг. курс «Материалы и процессы химической технологии». В Москве наука о процессах и аппаратах получила особое разви­тие в Химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева, организованном в 1920 г. Наука о процессах и аппаратах призвана играть большую роль в интенсификации развития пищевой и смежных отраслей промыш­ленности и тем самым способствовать удовлетворению потребно­стей населения в продуктах питания.

 

 

2.Классификация основных процессов пищевых производств. Основные положения науки о процессах и аппаратах. Классификация по скорости протекания реакции; по способу организации; в зависимости от изменения параметров процесса во времени; по направленности взаимодействующих потоков и др

Развитие науки о процессах и аппаратах позволило создать систему понятий и научно обоснованную классификацию процессов пищевой технологии. Производственный процесс (от лат. processus — продвижение) — это совокупность последовательных действий для достижения опре­деленного результата. Технология — это ряд приемов, проводимых направленно с целью получения из исходного сырья продукта с наперед заданными свойствами. Задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффек­тивных и экономичных производственных процессов. Технологический аппарат (от лат. apparatus — оборудование) — это устройство, приспособление, оборудование, предназначенное для проведения технологических процессов.

Все многообразие основных процессов пищевой технологии в зависимости от закономерностей их протекания можно свести к пяти основным группам: гидромеханические, теплообменные, массообменные, механические, биохимические. Гидромеханические процессы — это процессы, скорость кото­рых определяется законами механики и гидродинамики. К ним отно­сятся процессы перемещения жидкостей и газов по трубопроводам и аппаратам, перемешивания в жидких средах, разделения суспензий и эмульсий путем отстаивания, фильтрования, центрифугирования, псевдоожижения зернистого материала. Теплообменные процессы — это процессы, связанные с перено­сом теплоты от более нагретых тел (или сред) к менее нагретым. К ним относятся процессы нагревания, пастеризации, стерилизации, охлаждения, конденсации, выпаривания и т. п. Скорость тепловых процессов определяется законами теплопередачи. Массообменные, или диффузионные, процессы — процессы, связанные с переносом вещества в различных агрегатных состо­яниях из одной фазы в другую. К ним относятся абсорбция и десорб­ция, перегонка и ректификация, адсорбция, экстракция, растворе­ние, кристаллизация, увлажнение, сушка, сублимация, диализ, ион­ный обмен и др. Скорость массообменных процессов определяется законами массопередачи. Механические процессы — это процессы чисто механического взаимодействия тел. К ним относятся процессы измельчения, клас­сификации (фракционирования) сыпучих материалов, прессования и др.