Гора Саранная

Планируемая численность экспедиции – 220-250 чел.

 

Цели и задачи экспедиции:

  • обучение школьников методике и практике исследований экологического характера в полевых мастерских учителей-победителей и финалистов Всероссийских конкурсов «Учитель года»
  • реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного, краеведческого и этнографического содержания в полевых условиях;
  • проведение широкого спектра исследовательских работ в полевых условиях;
  • освоение приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды;
  • ознакомление с природным комплексом особо охраняемых территорий Пермского края;
  • обмен передовым педагогическим опытом между учителями России;
  • содействие межрегиональному и межнациональному культурному и гуманитарному сотрудничеству.

 

Результаты Первой (в Прибайкалье), Второй (в Северное Приуралье), Третьей (в Приазовье), Четвертой (в Горную Адыгею), Пятой (в Озерный край – Новгородская область), Шестой (в Астраханскую область), Седьмой (в Республику Карачаево-Черкесия) и Восьмой (на Южный Урал), Девятой (на Нижнюю Волгу), Десятой (в Прибалтику), Одиннадцатой (в Удмуртскую республику), Двенадцатой (на Ставрополье) и Тринадцатой (в Псковскую область) аналогичных экспедиций в июле 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 гг. широко освещались в центральной прессе и научно-методических журналах:

«Учительская газета» № 33-34 за 2002 г, № 42 за 2003 г., № 38 за 2004 г., № 48 за 2005 г., № 51 за 2006 г., № 4 и № 8 за 2007 г., № 34 за 2007 г., № 42 за 2008 г., № 38 за 2009, № 29 за 2010; № 33 за 2012 г., № 31 за 2013 г.

журнал «Химия в школе» № 2 за 2003 г. и № 4 за 2005 г., журнал «Биология в школе» № 1 за 2006 г., журнал «Учитель года» (№ 4 за 2002 г, № 5 за 2003 г., №7 за 2004 г.), а также в региональной прессе.

Подробное описание и результаты предыдущих экспедиций доступны на сайте Межрегиональной школы «Учитель года» по ссылке www.pelikanschool.org.

 

Место и время проведения: Четырнадцатая межрегиональная экологическая экспедиция школьников и учителей России проводится с 1 по 15 июля 2015 г. на территории Горнозаводского района Пермского края.

 

Форма проведения экспедиции:

 

Проживание. Участники экспедиции проживают в палатках, которые привозят с собой. Палаточный лагерь экспедиции организуется на территории ДООЛ им. Саши Чекалина (Пермский край, г. Горнозаводск, микрорайон «Юность», 1. Сайт: http://centrunost.ucoz.com/index/dool_im_s_chekalina/0-51). Для части педагогов организовано проживание в корпусах оздоровительного лагеря. В период проведения экспедиции ее участники обеспечиваются душем, баней и медицинским обслуживанием. Организаторы экспедиции также обеспечивают охрану лагеря.

Питание. Трехразовое питание будет организовано в столовой оздоровительного лагеря.

Для осуществления исследовательских работ участники экспедиции образуют несколько рабочих групп, которые ежедневно выходят из базового лагеря в однодневные радиальные маршруты и работают в исследовательских мастерских учителей-организаторов экспедиции.

За время полевой части экспедиции школьники, переходя каждый день в новую полевую мастерскую, знакомятся со всеми исследовательскими программами. В последние два дня ребятам предлагается выбрать одну из мастерских для краткого курса углубления. В этой мастерской они также готовятся к итоговой конференции.

По итогам экспедиции проводится научно-практическая конференция школьников.

Экскурсионные программы. В дни работы экспедиции помимо плановых полевых исследований планируется проведение экскурсионных программ с посещением памятников природы, а также экскурсионных и мемориальных объектов в окрестностях.

Для участников экспедиции также организуется экскурсионная программа по краевому центру – городу Перми.

 

Природный ландшафт в районе планируемого базового лагеря экспедиции

 

Примерный вид территории базового лагеря экспедиции

 

Планируемая тематика исследовательских работ:

  • Биоиндикация и биомониторинг
  • Энтомологические исследования
  • Фитоиндикация
  • Валеологические исследования
  • Исследования с применением мобильной цифровой лаборатории
  • Химический анализ минеральных ресурсов
  • Гидрохимический мониторинг
  • Природные красители
  • Радиационный мониторинг
  • Бионика как способ проектирования
  • Исследование почв
  • Полевая микроскопия
  • Ориентирование на местности
  • Практика выживания в экстремальных условиях
  • Топонимика и исторический анализ топонимов региона
  • Полевая этнография
  • Изучение народного творчества
  • Литературное краеведение

Другие учебные мастерские:

· Полевой пресс-центр (экспресс-курс журналистики с выпуском многотиражной полевой газеты экспедиции)

· Полевой компьютерный центр

· Полевое телевидение

 

Ориентировочный план проведения экспедиции:

1 июля –Заезд региональных делегаций, сбор всех делегаций на ж/д вокзале, г. Пермь, переезд к месту проведения экспедиции. Оборудование базового лагеря.

2 июля. Составление расписания работы полевых мастерских, формирование рабочих групп. Планирование учебно-исследовательской деятельности.

Открытие экспедиции. Представление региональных делегаций.

 

3 – 11 июля.Работа в группах по исследовательским и проектным программам в районе базового лагеря и на радиальных маршрутах. Освоение основных приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды.

На этом этапе все рабочие группы последовательно работают в полевых мастерских учителей-участников экспедиции. Основная задача на этом этапе - дать ребятам общее представление о методике и практике исследовательской деятельности по направлениям, представленным в экспедиции.

 

12 - 13 июля. Образование новых специализированных групп (по интересам). Работа в специализированных группах по исследовательским и проектным программам в районе базового лагеря и на радиальных маршрутах. Подготовка к научно-практической конференции.

 

14 июля.Научно-практическая конференция по итогам экспедиции. Вручение сертификатов участникам экспедиции, памятных подарков.

Программы по обмену опытом с педагогической общественностью Пермского края.

Круглый стол по итогам экспедиции.

15 июля.Отъезд региональных делегаций.

 

Параллельные программы.Параллельно основной исследовательской программе участники экспедиции выходят и выезжают на экскурсионно-образовательные программы для знакомства с культурно-историческими и природными особенностями Горнозаводского района Пермского края – минералогией, геолог особенностями Горнозаводского района Пермского края – минералогией, геологическим строением, гидрографической сетью, особенностями физико-географического ландшафта Пермского Предуралья. Планируются следующие экскурсионно-образовательные программы:

Экскурсионно-образовательная программа № 1. Знакомство с геологической историей и минералогией территории Горнозаводского района Пермского края в ходе посещения Музея камня им. А.И. Старостина, г. Горнозаводска и Сарановского месторождения хромитовых руд, п. Сараны.

Гора Саранная

Сарановское месторождение является одним из уникальных минералогических объектов Урала. Его известность обусловлена широким развитием эффективных хромсодержащих минералов, украшающих коллекции ведущих музеев мира. Название свое месторождение получило благодаря горе Саранной, находящейся на западной стороне Урала, в низовьях речек Мерзлой и Большой Саранки, впадающей в Койву. Гора Саранная, невысокая, но замечательная по изобильному нахождению в ней хромистого железняка (хромита).

Месторождение было открыто рудознатцами ближайшего Бисерского железоделательного завода в начале ХIХ в. и считалось магнетитовым. Мировую известность месторождение получило благодаря обнаруженному здесь зеленому гранату.

Встреченный в руде зеленый минерал был принят за медный известный к тому времени ашараит (диоптаз). Попытка выплавить из него медь на Юго-Камском заводе близ Перми потерпела неудачу. Отосланный в Петербург для исследования минерал долгое время не анализировался, поскольку принимался всеми за ашараит. Такое же определение было сделано в 1829 г. профессором Берлинского университета Густавом Розе. Только в 1831 г. минерал был проанализирован химиком Г.И. Гессом, который нашел, что испытуемый минерал отличается от известных и предложил его назвать в честь графа С.С. Уварова – в те годы президента Академии наук и почетного члена Минералогического общества. Только после выполненного в 1842 г. А. Комониным химического анализа Г. Розе отнес уваровит к известково-хромистому гранату. Уваровит имеет сильный стеклянный блеск, образует живописные друзы на твердом хромистом железняке. Это драгоценный камень пригоден для ювелирных работ подобно изумруду, но из-за малого количества представляющий собой огромную ценность для коллекционеров.