На начальном этапе обучения искусству

 

1. Общие сведения об уроке:

класс, количество учащихся, учебный предмет, тема урока, цель урока.

2. Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению и учащимся:

– чистота помещения;

– проветриваемость помещения, освещение;

– соответствие парт росту учащихся;

– чистота и аккуратность одежды, обуви;

– посадка учащихся.

Вывод: о соответствии санитарно-гигиеническим требова­ниям.

3. Тип и структура урока:

– тип урока;

– структура урока;

– распределение времени по этапам урока.

Вывод: соответствие структуры типу урока, последователь­ность, стройность урока, взаимосвязь этапов.

4. Организационный этап урока:

– своевременность явки учителя на урок;

– своевременность явки учащихся на урок;

– готовность класса к уроку (наличие учебных принадлеж­ностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.);

– приемы включения учащихся в работу: подготовка учеб­ного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т. д.;

– длительность организационного момента урока.

Вывод: о дисциплине учащихся, их организованности, уме­нии учителя включить в работу, о влиянии организационной части на весь ход урока.


5. Формы организации проверки домашнего задания:

– какими методами проверялось домашнее задание (устным,
письменным, практическим);

– форма организации проверки (фронтальная, парная, груп­повая);

– виды письменной проверки (тесты, выполнение анало­гичных задач и упражнений).

Выводы:

– дидактическая ценность используемых методов и видов проверки;

– качество знаний (на основании ответов), осознанные или формальные знания;

– владение учителем методами проверки;

– какие оценки были выставлены и мотивировка их.

6. Объяснение нового материала или закрепление преды­дущей темы:

– использование методов (словесные, наглядные, практи­ческие) и их соответствие задачам и этапу урока;

– используемые учителем в ходе урока мыслительные прие­мы учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. д.) при усвоении знаний, выработке умений и навыков;

– как было проверено качество понимания нового мате­риала;

– соблюдение педагогических требований к используемым методам обучения:

а) словесным (научность, идейность отобранного материала, логичность, доказательность, ясность, доходчивость, четкость, эмоциональность, правильность речи, интерес, внимание, учет возрастных особенностей);

б) наглядным (выбор объектов, цель наблюдения, самостоя­тельность, план действий, формулировка выводов);

в) практическим (сочетание индивидуальной работы с фрон­тальной, игровые приемы, четкость, наличие правил выпол­нения, контроля и т. д.).

Выводы: сделать вывод о методической подготовке учителя в ведении данного урока и, если нужно, сформулировать реко­мен­дации.

7. Анализ заключительного этапа:

– подведение итогов (учителем или учениками с помощью вопросов; использование приемов рефлексии и т. д.);

– методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли пере­грузка, проведен ли инструктаж, разбор и т. д.);

– своевременность окончания урока (со звонком или после).

8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики:

а) принципа наглядности:

– указать виды используемой наглядности (натуральная, объем­ная, изобразительная, символическая, зрительно-слу­ховая);

– правильность ее использования на разных уроках и сту­пенях процесса обучения;

– формы сочетания слова и наглядных средств;

– способствовали ли они развитию мыслительной деятель­ности (привести примеры) или, наоборот, тормозили развитие мышления;

б) реализация принципа систематичности и последова­тельности:

– логическая последовательность этапов урока;

– привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к слож­ному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от част­ного к общему);

– как реализован данный принцип в различных звеньях про­цесса обучения;

в) реализация принципа сознательности и активности в обучении:

– как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие использовал для этой цели задачи, вопросы, факты, примеры, задания;

– проанализировать знания учащихся с точки зрения черт, характеризующих сознательность усвоения;

– знание конкретных фактов;

– умение анализировать эти факты и делать выводы;

– умение выражать их в правильной речи;

– умение пользоваться знаниями на практике;

г) принцип научности:

– содержание материала (достоверность, научность);

– методы и приемы познания (организация наблюдений и т. д.);

– связь с практикой (где она проявилась);

д) принцип доступности:

– опора на имеющийся опыт учащихся;

– соответствие знаний уровню развития учащихся;

– учет индивидуальных особенностей;

е) принцип прочности:

– выделение главного в изучаемом материале;

– связь главного в уроке и имеющихся у учеников знаний;

– использование практических работ;

ж) принцип индивидуального подхода в обучении:

– дифференциация заданий (на уроке, домашнее задание);

– оценка знаний;

– опрос на уроке.

9. Поведение учащихся на уроке:

– дисциплинированность;

– активность;

– внимательность;

– работоспособность;

– заинтересованность;

– прилежание.

10. Поведение учителя на уроке:

– внешний облик, движения, манеры;

– владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, выразительность);

– организованность;

– находчивость;

– умение наблюдать класс и отдельных учащихся;

– умение работать с каждым учащимся и всем классом одновременно;

– внимательность к психическому состоянию школьника, по­следовательность и педагогическая целесообразность тре­бова­ний; проявление педагогического такта.

В конце анализа сделать выводы и высказать предложения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6