На начальном этапе обучения искусству
1. Общие сведения об уроке:
класс, количество учащихся, учебный предмет, тема урока, цель урока.
2. Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению и учащимся:
– чистота помещения;
– проветриваемость помещения, освещение;
– соответствие парт росту учащихся;
– чистота и аккуратность одежды, обуви;
– посадка учащихся.
Вывод: о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям.
3. Тип и структура урока:
– тип урока;
– структура урока;
– распределение времени по этапам урока.
Вывод: соответствие структуры типу урока, последовательность, стройность урока, взаимосвязь этапов.
4. Организационный этап урока:
– своевременность явки учителя на урок;
– своевременность явки учащихся на урок;
– готовность класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.);
– приемы включения учащихся в работу: подготовка учебного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т. д.;
– длительность организационного момента урока.
Вывод: о дисциплине учащихся, их организованности, умении учителя включить в работу, о влиянии организационной части на весь ход урока.
5. Формы организации проверки домашнего задания:
– какими методами проверялось домашнее задание (устным,
письменным, практическим);
– форма организации проверки (фронтальная, парная, групповая);
– виды письменной проверки (тесты, выполнение аналогичных задач и упражнений).
Выводы:
– дидактическая ценность используемых методов и видов проверки;
– качество знаний (на основании ответов), осознанные или формальные знания;
– владение учителем методами проверки;
– какие оценки были выставлены и мотивировка их.
6. Объяснение нового материала или закрепление предыдущей темы:
– использование методов (словесные, наглядные, практические) и их соответствие задачам и этапу урока;
– используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. д.) при усвоении знаний, выработке умений и навыков;
– как было проверено качество понимания нового материала;
– соблюдение педагогических требований к используемым методам обучения:
а) словесным (научность, идейность отобранного материала, логичность, доказательность, ясность, доходчивость, четкость, эмоциональность, правильность речи, интерес, внимание, учет возрастных особенностей);
б) наглядным (выбор объектов, цель наблюдения, самостоятельность, план действий, формулировка выводов);
в) практическим (сочетание индивидуальной работы с фронтальной, игровые приемы, четкость, наличие правил выполнения, контроля и т. д.).
Выводы: сделать вывод о методической подготовке учителя в ведении данного урока и, если нужно, сформулировать рекомендации.
7. Анализ заключительного этапа:
– подведение итогов (учителем или учениками с помощью вопросов; использование приемов рефлексии и т. д.);
– методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли перегрузка, проведен ли инструктаж, разбор и т. д.);
– своевременность окончания урока (со звонком или после).
8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики:
а) принципа наглядности:
– указать виды используемой наглядности (натуральная, объемная, изобразительная, символическая, зрительно-слуховая);
– правильность ее использования на разных уроках и ступенях процесса обучения;
– формы сочетания слова и наглядных средств;
– способствовали ли они развитию мыслительной деятельности (привести примеры) или, наоборот, тормозили развитие мышления;
б) реализация принципа систематичности и последовательности:
– логическая последовательность этапов урока;
– привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от частного к общему);
– как реализован данный принцип в различных звеньях процесса обучения;
в) реализация принципа сознательности и активности в обучении:
– как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие использовал для этой цели задачи, вопросы, факты, примеры, задания;
– проанализировать знания учащихся с точки зрения черт, характеризующих сознательность усвоения;
– знание конкретных фактов;
– умение анализировать эти факты и делать выводы;
– умение выражать их в правильной речи;
– умение пользоваться знаниями на практике;
г) принцип научности:
– содержание материала (достоверность, научность);
– методы и приемы познания (организация наблюдений и т. д.);
– связь с практикой (где она проявилась);
д) принцип доступности:
– опора на имеющийся опыт учащихся;
– соответствие знаний уровню развития учащихся;
– учет индивидуальных особенностей;
е) принцип прочности:
– выделение главного в изучаемом материале;
– связь главного в уроке и имеющихся у учеников знаний;
– использование практических работ;
ж) принцип индивидуального подхода в обучении:
– дифференциация заданий (на уроке, домашнее задание);
– оценка знаний;
– опрос на уроке.
9. Поведение учащихся на уроке:
– дисциплинированность;
– активность;
– внимательность;
– работоспособность;
– заинтересованность;
– прилежание.
10. Поведение учителя на уроке:
– внешний облик, движения, манеры;
– владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, выразительность);
– организованность;
– находчивость;
– умение наблюдать класс и отдельных учащихся;
– умение работать с каждым учащимся и всем классом одновременно;
– внимательность к психическому состоянию школьника, последовательность и педагогическая целесообразность требований; проявление педагогического такта.
В конце анализа сделать выводы и высказать предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6