Внеформальная организация

Понятие внеформальной структуры означает спонтанно развиваемую членами данной организации систему целей, связей, отношений, деятельно­сти, направленную на решение организационных задач способами, отлич­ными от формально предписанных.Иначе говоря, можно выделить три ос­новные черты этого явления: во-первых, спонтанность, незапланированность возникновения; во-вторых, существование и функционирование наряду, па-


раллельно с формальной структурой; наконец, третья - главная особенность -служебное, деловое содержание при совпадении (или расхождении) деятель­ности с целями формальной структуры. Стало быть, внеформальная структу­ра возникает по поводу формальной структуры и тесно с ней связана.Одна­ко это не означает дублирования; их взаимодействие, как будет показано даль­ше, сложнее. Имея в виду эту основную черту внеформальной структуры, ее часто называют также полуформальной, в отличие от социально-психологи­ческой, рассматриваемой ниже.

Приведу пример моей диагностики внеформальной организации на экс­каваторном заводе.

На основании анализа документов (положений об отделах, должностных инструкций и др.) была составлена схема формальной структуры, администра­тивной структуры. Главное внимание уделялось линиям соподчинения. Затем с помощью социометрии был проведен опрос с целью выявления фактических служебных связей. Это достигалось путем анализа ответов на вопросы типа: от кого вы главным образом получаете служебные задания? перед кем вы в основ­ном отчитываетесь по работе? если у вас возникает неясность в работе, к кому вы чаще всего обращаетесь за разъяснениями? и т. д. По итогам опроса была составлена схема выявленных связей, после чего она была наложена на ранее составленную схему формальной структуры. Расхождения между обеими зако­номерны в силу причин, о которых мы будем дальше говорить (рис. 26).

Рис. 26. Соотношение формальной и внеформальной структур

Однако в каждом конкретном случае, конечно, существуют локальные, частные причины отклонений. Например, из упомянутой диагностики можно взять пару иллюстраций. Так, левая пунктирная линия на схеме показывает связь между генеральным директором завода и начальником отдела комплек­тации. Последний формально подчиняется заместителю генерального дирек­тора по общим вопросам. Однако частые срывы поставок вызывали претензии к этому отделу со стороны руководителей ряда заводских служб. Конфликты


между ними мог разрешить только генеральный директор, ибо ему одному под­чинялись все стороны и, кроме того, его заместитель не имел опыта в делах снабжения. Директор все больше вникал в работу отдела комплектации, эта связь усилилась и стала доминировать.

Нижняя пунктирная линия означает связь между заместителем началь­ника одного цеха и технологом другого. Оба цеха связаны между собой по тех­нологической цепочке, т. е. детали, вырабатываемые в одном, идут на сборку в другой. Неритмичность работы цеха-поставщика нередко ставила под угрозу производство в цехе-потребителе. Имея доверительные личные отношения с заместителем начальника первого цеха, технолог второго иногда забирал не­укомплектованную партию деталей, оба вели собственный учет и т. п.

В обоих случаях рекомендации консультантов были неодинаковы. Если прямую связь "директор - отдел комплектации" предлагалось узаконить, пре­рвав подчиненность отдела заместителю директора, то описанную межцехо­вую линию необходимо было "изжить" повышением ритмичности работы со­ответствующего цеха.

При анализе условий и источников возникновения внеформальной структуры следует иметь в виду следующие обстоятельства. Многие исследо­вания и практический опыт показали, что совершенство формальной структу­ры относительно. Ограниченность эта распространяется и на ее собственные функции. Эта ограниченность, так сказать, принципиальная, отражающая "фор­мальность" формальной организации, заложенная в самой ее сути. Но суще­ствует и другого рода ограниченность, связанная со спецификой строения и условий деятельности конкретной организации. Это различного рода "напря­жения", возникающие как следствие "конструктивных" недостатков, т. е. недо­статочно четко спланирована структура, несовершенное разделение компетен­ции, неравное распределение обязанностей и т. д.

В некоторых исследованиях выделяется, например, два типа таких напря­жений в формальной структуре. Первый тип возникает из-за изменения за­планированных условий ее существования и функционирования, а именно:

- неспособность организации противостоять давлению извне (в частности,
незаконному);

- противоречия между социально-профессиональным положением людей и
их ожиданиями;

- конфликт между ролями трудовыми и внепроизводственными;

- невозможность удовлетворить жизненные интересы персонала (низкие
заработки и т. д.);

- несовершенная система стимулирования, отчего мотивация расходится с
интересами фирмы;

- плохая связь-между наличными звеньями из-за противоречия интересов;

- противоречия между ценностями, нормами, позициями работников и дек­
ларируемой стратегией фирмы.

Другой вид напряжений - структурного порядка:

- противоречия между характером отдельных видов деятельности и тради­
циями (перевод мастеров-ремесленников на конвейер);

- антагонизм между различными позиционными группами;

- несоответствие реального престижа различиям в формальном положении.


Эта классификация, хотя она и не бесспорна, все же дает возможность пред­ставить сложность функционирования организационного механизма и то от­рицательное значение, которое имеют для него различные "неисправности". Разумеется, они не равнозначны по своим последствиям для организации, не­которые из них могут поставить под угрозу само ее существование. В этих ус­ловиях организационный организм и формирует другую, помимо формальной, систему организованности, обеспечивающую ему выживание, совершенство­вание и т. д. Таким образом, сама функциональная недостаточность формаль­ной структуры является источником возникновения внеформальной само­организации. Там, где "неисправность" формальной структуры вызывает на­рушение функций, важных для жизнедеятельности всего социального орга­низма, она компенсируется за счет самоорганизации. Эта компенсация может быть неполной, а по отношению к некоторым "неисправностям" она не насту­пает вовсе, но тем не менее она является потенциальной возможностью всякой организации.

В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организации и ее членов, которая может дать большой эффект.

В предыдущем изложении я неоднократно подчеркивал нетождествен­ность, различие и даже противоречие между индивидом и формальной струк­турой, а также двойственность самого работника, являющегося одновременно и личностью, и функционером и т. д. Здесь мы имеем дело с другой стороной их взаимодействия. В самом деле, индивид приходит в организацию в поисках удовлетворения своих потребностей, ожиданий. И всякая такая организация специально предусматривает возможности в той или иной степени удовлетво­рить эти потребности и ожидания. Например, везде действует система стиму­лирования: материальное обеспечение, возможности карьерного роста, соци­альный статус и пр. - в обмен на ролевой вклад. Более того, индивид с момента своего включения в эту систему в той или иной мере связывает достижение собственных целей, осуществление своих жизненных планов с успехом дея­тельности организации. И постольку, поскольку основные его потребности удовлетворяются в организации, он бывает заинтересован в решении ее задач.

Таким образом между интересами индивида и целями организации дости­гается относительное равновесие. Организация, сколько-нибудь длительное время противопоставляющая себя интересам своих членов, разрушает самое себя. Это очевидно. В случае нарушения такого равновесия возникает конф­ликт, и в зависимости от того, кто в нем побеждает, либо организация не дос­тигает своих целей, либо индивид покидает организацию. Но коль скоро рав­новесие установлено, исправное функционирование организации становится важным условием благополучия ее членов. Вследствие этого цели формаль­ной структуры постепенно усваиваются ее членами. И при возникновении на­рушения в ее функциях члены организации стремятся найти другие, более адек­ватные и эффективные средства, пути достижения этих целей взамен ошибоч­ных или неэффективных, предписанных формальной структурой. Уровень внеформальной самоорганизации, как правило, характеризует и степень ин­теграции в организационной среде. Эти явления неразрывны, и только в усло­виях высокого единства, развитого чувства общности возможна эффективная внеформальная активность членов организации. Это, конечно, зависит, как уже


говорилось, от прочности связи их жизненных планов и интересов с успехом организации.

Говоря далее об истоках внеформальной организационной активности ра­ботников, нам следует также остановиться и на характере их принадлежности к организации. Мы уже поняли, что предел формализации кладет личность, ибо специфика организации состоит и в том, что функция не тождественна своему носителю. Принадлежность индивида к формальной структуре опре­деляется его ролью в ней. Между тем эта функциональная сторона составляет лишь часть, иногда незначительную, сложной структуры личности как сотруд­ника организации. Личность сопротивляется стремлению формальной орга­низации поглотить ее, и она достигает в этом известного успеха даже при са­мом принудительном и формализованном режиме организации.

Итак, личность в организации сохраняет определенную автономию по от­ношению к своей роли. Эта автономия служит средством противодействия индивида чрезмерному конформизму, навязываемому ему организацией. Та­кая автономия также является важнейшим условием удовлетворения более широких индивидуальных и социальных потребностей члена организации, которые нельзя или не всегда возможно удовлетворить в рамках формальной структуры (необходимость индивидуального развития, общения по интересам, чувства признания средой и др.).

Отделение функции от индивидуальности служит также и средством про­тиводействия ограничивающему воздействию формальной структуры на ра­ботника. Благодаря этому обстоятельству индивид получает некоторый диа­пазон в выборе того или иного конкретного способа своего функционального поведения. Ведь роль в организации задается индивиду изначально, она рас­считана на некоторого абстрактного исполнителя, соответствующего этой роли лишь своими немногими качествами. С точки зрения формальной структуры индивид прежде всего - функционер. В действительности же личностные осо­бенности исполнителей, которые никакая организация запрограммировать не в силах, оказывают свое специфическое влияние на предписанную роль. И про­является это влияние в вариативности исполнения. В случае если формально установленные средства и пути решения какой-либо задачи оказываются не­эффективными или ошибочными, индивид, будучи так или иначе заинтересо­ван в успехе своей деятельности, прибегает к поиску иных, более эффектив­ных способов ее решения. Это значит, что в ролевое исполнение включаются не только те качества личности, которые были предусмотрены в программе организации, но и более широкие ее возможности. Запретная и, казалось бы, потерянная для организации сфера личностной активности, "своеволие" ста­новится резервом повышения эффективности функционирования организа­ции, источником ее самоорганизации.

Итак, выделяются три источника внеформальной самоорганизации. Преж­де всего это функциональная недостаточность самой формальной структуры -как органически ей присущая (природная дисфункция), так и ее субъектив­ные деформации. Далее, это социальная интеграция работников в организа­ции, выражающаяся в высокой степени усвоения организационных целей, не­пременным условием чего является совпадение задач организации, с одной стороны, и интересов ее членов - с другой. Наконец, это разделение функции


и личности, благодаря которому индивид может варьировать средствами и путями выполнения своей роли в организации. Именно эти три фактора обес­печивают реализацию внутреннего потенциала, которым в принципе обладает всякая организация. За счет этого потенциала и происходит компенсация по­грешностей организационной программы и достигается нормальное функцио­нирование организации.

Очевидно, что здесь таятся дополнительные возможности повышения эф­фективности деятельности организации. Позитивное использование внефор-мальных элементов организации, максимальное совмещение интересов работ­ника и организации - современные перспективные тенденции организацион­ного развития.

В чем же конкретно проявляет себя неформальная структура?

Во-первых, как было показано, потребность в дополнительной функцио­нальной активности неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных контактов между работниками. В ходе этого значительно сдвигаются, пересмат­риваются прежние формально предписанные, но устаревшие линии функцио­нальных связей. В организации могут исчезать или вводиться вновь отдель­ные уровни ее иерархии, формироваться и распадаться ряд организационных звеньев, изменяться система субординации. На формальную схему заплани­рованных и ожидаемых служебных отношений накладывается схема иных, действительных связей между различными элементами организации, значи­тельно отличающаяся от первой.

Такой вид внеформальной структуры можно назвать коммуникативным. Смысл здесь в стихийном упорядочении структуры организационных связей.

Американский консультант Ф. Нигро выделяет 4 типа таких связей (хотя также называет их просто неформальными): отношения членов организации одного уровня рангов внутри одной и той же организационной единицы - наи­более распространенный, по его мнению, тип, поскольку сам факт нахождения их в одной формальной группе способствует контактам; отношения между чле­нами организации, занимающими примерно одинаковое положение, но нахо­дящимися в разных организационных единицах, обычно возникают на основе рабочих связей смежных подразделений (эти виды отношений горизонталь­ные); отношения между членами одной и той же организационной единицы, имеющими разные ранги. По мнению Ф. Нигро, они более редки, т. к. ранго­вые различия на предприятии очень разобщают людей; отношения между чле­нами разных организационных единиц и разных рангов обычно вызываются необходимостью обойти формальные инстанции и каналы (это два типа вер­тикальных отношений). Такие связи могут выступать и как каналы информа­ции, и как линии руководства-подчинения, и как отношения сотрудничества и кооперации и т. д.

Другой вид внеформальной структуры - внеформальные группы. Возня-кают они вследствие невозможности решения какой-либо задачи единолич­ными усилиями и непосредственной заинтересованности в ее решении несколь­ких работников.

Коллективная заинтересованность людей как стимул к внеформальной активности является результатом уже самого факта формального объедине­ния их вокруг каких-либо функциональных задач, наличия у них однородных


операций, сходной профессии или специальности. Сила совместного труда неизбежно формирует общность интересов. В условиях высокой степени внут-риорганизационной интеграции это может явиться источником коллективно­го стремления к повышению эффективности производственной деятельности. Такое стремление может вылиться и в формирование групп помимо предпи­санных форм объединения, на основе, скажем, совпадения индивидуальных интересов.

Превосходство групповой деятельности над индивидуальной касается, естественно, решения не всех задач. Тем не менее в целом ряде случаев кол­лективное исполнение является наиболее эффективным. Старую истину - це­лое всегда больше, чем совокупность составляющих его частей, - можно счи­тать поистине организационным императивом, критерием организованности, ее "энергетическим" принципом.

Американские исследователи П. Блау и У. Скотт, например, приводят опи­сание ряда экспериментов, сопоставляя индивидуальное и групповое испол­нительство в пользу последнего. В исследовании М. Шоу специально делает­ся упор на взаимном исправлении ошибок среди членов группы, и в 160 случа­ях из 217 эффект взаимодействия объяснялся именно этим фактором, что дало основание для вывода о том, что "социальное взаимодействие обеспечивает механизм исправления ошибок". Превосходство групп над индивидами выра­жается в следующем: 1) отсеивание неэффективных предложений в социаль­ном взаимодействии служит механизмом исправления ошибок; 2) социальная поддержка, предоставляемая во взаимодействии, облегчает мышление; 3) со­ревнование между членами группы за уважение мобилизует их энергию на вклад в решение задач.

Как известно, внеформальная групповая деятельность выражается также в образовании творческих групп (наряду с индивидуальным творчеством). В такой форме самоорганизации нередко проявляются инновации.

Таким образом, в рамках внеформальной структуры могут удовлетворяться не только "низшие", экономические потребности членов организации, но и потребности социальные, творческие, содействующие самореализации лично­сти, престижу и признанию.

В идеале формальная и внеформальная структуры должны дополнять друг друга. Однако отнюдь не всегда внеформальная активность идет в направле­нии совершенствования формальной организации или на пользу организации в целом. Неформальные группы, как оказывается, могут быть и фактором де­зорганизации.

В Хотторнских исследованиях Э. Мэйо приводился пример, когда группа рабочих телефонного завода фактически блокировала систему стимулирова­ния, введенную администрацией с целью повышения производительности. Рабочие были убеждены, что с возрастанием выработки хозяева либо ликви­дируют ряд рабочих мест, либо урежут зарплату. Исследователи обнаружили, что члены группы вырабатывали целый кодекс внутреннего поведения, кото­рым группа управлялась: 1) нельзя работать слишком много; нарушитель это­го пункта клеймился как "нормосбиватель"; 2) нельзя работать слишком мало, иначе ты "надуватель"; 3) нельзя говорить начальнику того, что может нанести вред товарищу; нарушитель получал кличку "доносчик"; 4) не следует также


устанавливать дистанцию в отношении других членов группы и вести себя с ними официально. Причем этот кодекс одновременно служил и для социаль­ного контроля группы над своими членами. Нарушители его подвергались дав­лению, остракизму и т. д.

Несовершенства системы мотивации, недостатки в воспитательной рабо­те могут вызвать случаи сдерживания производительности, сокрытия резер­вов. Возникающие при этом противоречия создают значительные трудности для управления. Подобные явления могут быть следствием несовершенной организации труда, ошибок в управлении, бюрократизма и т. д.

Отрицательное воздействие на функционирование организации внефор-мальная структура может оказывать не только в форме такого рода антиорга­низации, но и в своем коммуникативном виде, вызывая нарушение равнове­сия путем блокирования каналов связи, неравномерного распределения ин­формации, распространения слухов и т. д.

Однако это не значит, что приведенная вначале трактовка внеформальной структуры как сосуществующей, совпадающей по направлению с формальной неверна. Очевидно, возникающие между ними противоречия следует рассмат­ривать как патологическое состояние организации в целом, как общеоргани­зационный конфликт. И отрицательная, дезорганизующая роль внеформаль-ных отношений не выступает обычно самостоятельно, так сказать, в чистом виде, а является продуктом определенных условий внутри социальной орга­низации. Роль внеформальной структуры можно определить как компенси­рующую, приспособительную. Однако иногда она может выступать и как эв­ристическая, ведущая организацию за собой.

Таким образом, внеформальная разновидность неформальной структуры может играть двоякую роль. Но важно отметить, что принципиально возмож­но органическое единство ее с общеорганизационными целями и функциями.