Особенности обучения
Преподавание курса управленческого консультирования сопряжено с рядом специфических трудностей. Их 4.
ПЕРВАЯ ТРУДНОСТЬ состоит в том, что управленческое консультирование не сводится только к набору методов и технологий. Оно включает в себя
также искусство консультанта, т. е. многообразный комплекс приемов, реакций, манер, поведенческих стереотипов, связанных с личными особенностями спе-тиалиста. Они почти не передаваемы в письменном изложении и довольно трудно излагаемы в аудиторных условиях. Тем более что при описаниях и разъяснениях слушатели не столько усваивают их, сколько знакомятся с ними. Поэтому их преподавание здесь требует включения слушателей в "полевую" работу в клиент-ных организациях, когда рядом с опытными консультантами они могут "примерить" на свою индивидуальность и перенять элементы такого искусства.
Разумеется, такое включение невозможно сколько-нибудь большими группами, что разрушало бы доверительную ткань консультационного процесса. Так что подготовка подобных специалистов — дело, так сказать, "штучное".
ВТОРАЯ ТРУДНОСТЬ связана с тем, что методы, технологии, искусство консультирования составляют главное достояние консультанта, нарабатываются обычно годами, и консультанты чаще всего неохотно передают их начинающим коллегам. А если это и происходит, то либо на основе взаимности, либо за большой гонорар. Отсюда следует, что приглашение высококвалифицированных преподавателей (а ими могут быть только успешно практикующие консультанты) требует соответствующего финансового обеспечения.
ТРЕТЬЯ ТРУДНОСТЬ в подготовке консультантов по управлению у нас объясняется малочисленностью соответствующей профессиональной среды. Наиболее болезненно это проявляется в отсутствии пока критической массы консультантов для поддержания необходимого уровня профессиональной культуры, взаимообмена специалистов такого профиля. Консультанты по управлению все еще редки в сфере управленческой деятельности. С этим же связан и неразвитый или искаженный спрос на услуги: они просто неизвестны большинству наших руководителей, а многие представления на их счет далеки от действительности (с явными преувеличениями их возможностей, с восприятием их как советников, помощников и т. д.).
Здесь же коренится причина повышенного риска профессионализации в данной области, необходимости борьбы за профессиональное выживание. А стало быть, и выше чувствительность к неудачам коллег или собственным; гораздо опаснее для всей профессии дискредитация ее неквалифицированными людьми. Отсюда подготовка консультантов по управлению вместе с необходимостью включает в себя привитие им навыков профессионального самоутверждения, формирования собственного образа в глазах клиентуры.
ЧЕТВЕРТАЯ ТРУДНОСТЬ - большое разнообразие методологий, стилей, идеологий консультирования. При отсутствии учебников, соответствующих российским реалиям, слушателям приходится ориентироваться в несовпадающей, часто противоречивой специфике опыта каждого преподавателя, делать свой выбор, исходя из собственной индивидуальности. Это активизирует отношение начинающих консультантов к предлагаемому материалу, повышает их требовательность к нему. Но для части слушателей такая активность затруднительна, привычка лишь усваивать уже готовую и заведомо непротиворечивую информацию, установка на единственно правильное решение, знание затрудняют профессионализацию в управленческом консультировании.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Специфика подготовки консультантов по управлению требует сочетания следующих процессов обучения:
- передача знаний (теория, методы и т. д.);
- отработка профессиональных навыков, умений (ноу-хау, опыт отдельных
процедур, приемов работы);
- привитие незнаниевой квалификации (установки, ценностные ориентации,
профессиональная интуиция и т. д.);
- профессиональный тренинг: поведенческий (отработка конструктивных
способов общения в клиентной организации), ситуационный (отработка
устойчивых реакций на проблемные ситуации в процессе консультирова
ния: убеждение, снятие агрессии, активизация, покушение на этику кон
сультанта и пр.).
Однако в отличие от многих иных профессий, обучение консультанта по управлению не может опираться на изучение слушателями литературы в сколько-нибудь значительном объеме. На русском языке такая литература еще далека до предельного минимума как по объему, так и по содержанию. Главное же -в литературе не раскрываются достаточные сведения по практике управленческого консультирования (как намеренно, так и по причине названных ранее трудностей изложения). Поэтому подготовка консультанта по управлению требует особого упора на работу слушателей с преподавателями, повышенную интенсивность их взаимодействия.
Важно подчеркнуть: обучение в Школе строится на "живых"материалах:преподаватели раздают слушателям копии своих отчетов клиентам (по необходимости - обезличенные), методические разработки, только что испытанные в полевых условиях, описание ситуаций, трудных случаев, вариантов решений организационных проблем из собственнойполевой практики, а не заимствованные из литературы или от других специалистов. Анализируя эти материалы, слушатели погружаются в наиболее совершенную консультационную практику и по ней вместе с преподавателями воссоздают стоящую за ней теорию и методологию.
Этой специфике соответствуют следующие методы и формы обучения:
- лекции, семинары, групповые дискуссии в аудиториях;
- разбор конкретных прецедентов из практики консультирования (эталон
ных - наилучших с современной точки зрения примеров решений кон
сультационных задач; неудачных - наиболее типичных ошибок, допуска
емых начинающими консультантами; "трудных" - встречаются в практи
ке консультирования, но не имеют пока решения);
- взаимообучение,предлагающее обмены собственными методическими и
иными разработками, личными подходами, позициями между теми слу
шателями, кто имел уже опыт управленческого консультирования;
- групповые и индивидуальные упражненияна выработку "образа консуль
танта" как части его деловой культуры;
- учебные и практические деловые игры,первые из них имеют дело с ус
ловными ситуациями и проблемами, поиск решения которых имеет лишь
тренинговое значение без практических последствий; предметом вторых
становятся реальные случаи из конкретной практики слушателей, и най
денные решения предназначены для осуществления ими в своей работе;
- практикумы,предполагающие применение слушателями изучаемых ме
тодов к анализу и решению проблем своих организаций в аудиторных ус
ловиях;
- тренинги,представляющие собой "репетиции" поведения и действий в
ожидаемых на практике ситуациях;
- "полевые "работы,т.е. консультационная практика в клиентных или соб
ственных организациях в двух вариантах - ассистирование преподавате
лю в отдельных консультационных процедурах с целью их перенятия, под
ражания его действиям с "примеркой на себя"; самостоятельное выполне
ние некоторых процедур под контролем или с помощью преподавателя на
объектах;
- монографический метод- обсуждение отдельных завершенных консуль
тационных работ, начиная от первых консультант-клиентных отношений
и кончая реальными изменениями в фирмах, продуктах и результатах у
клиентных организаций;
- предусмотрены модификации и сочетания перечисленных методов и форм
обучения;
- особое место в обучении отводится защитам выпускных работ:всей груп
пой разбираются концептуальные, методические, ценностные, ситуацион
ные преимущества и недостатки каждой работы, упущенные возможности
и варианты доработки.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.Ввиду новизны профессии программа данного курса должна рассматриваться как открытая, т. е. меняющаяся в рамках тем и даже разделов в зависимости:
- от теории и практики управленческого консультирования, появления но
вых разработок, направлений и иного опыта;
- уровня исходной подготовки слушателей, их предварительной осведом
ленности в литературе, практике управленческого консультирования;
- состава преподавателей, возможности привлечения авторов или знатоков
оригинальных технологий, диагностических методов или же представите
лей отдельных школ управленческого консультирования.
Учебный курс состоит из обязательной и факультативной частей. Обязательнаячасть включает очно-заочное обучение в течение 9-10 месяцев методам управленческого консультирования, из них:
- очные занятия - 5 сессий по две недели каждая (общим объемом 512 ауди
торных часов);
- выполнение практических работ в клиентных организациях (заочно) об
щим объемом около 200 часов.
Прошедшим обучение по обязательной программе выдается сертификат государственного образца о профессиональной переподготовке.
Факультативнаячасть, посещаемая по усмотрению слушателя, включает:
- 2-дневные семинары-практикумыпо конкретным методикам управлен
ческого консультирования (16 часов каждый);
- мастер-классы(по 5 дней каждый) для ознакомления с практикой от
дельных консультационных фирм и новыми технологиями управленчес
кого консультирования (40 часов).
Слушатели мастер-классов получают удостоверение Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Учитывая ограниченную осведомленность абсолютного большинства слушателей в общей и частной теории организации (как фундамента управлен-
ческой науки), курс должен начинаться с основательного введения в данную область. Этим будет обеспечена также большая часть методологического аппарата для последующих разделов. Здесь лекционная форма работы будет преобладать.
Та же новизна профессии вынуждает отвести немало времени на характеристику специальности для формирования реалистичного представления о ней.
Еще больший объем времени предназначен для изучения консультационных методов и технологий, овладения ими в процессе консультирования: орг-диагностика, выработка решений, их реализация.
Далее — комплексный разбор некоторых типичных консультационных работ, часто требуемых практикой и достаточно отлаженных в исполнении.
Таким образом, начавшись с фундаментально-теоретических вопросов, курс постепенно конкретизируется до эмпирических, практических навыков. В конце же курса предполагается вернуться к обсуждению в семинарной форме с целью более активного самоопределения слушателей в данной профессии с учетом их индивидуальности, особенностей региона, отрасли их деятельности, а также - перспектив собственной карьеры в качестве консультанта (индивидуальная практика, частная или государственная фирма, специализация и т. д.).
Обучение заканчивается защитой итоговых работ.
Разумеется, преподавание в Школе могут вести только реально действующие, наиболее успешные консультанты по управлению, для которых управленческое консультирование - профессия и главный источник дохода.
Поэтому к преподаванию в Школе привлекается 6-7 консультационных фирм.
Среди особенностей обучения в ШКУ следует выделить следующие правила.
ПРАВИЛО 1. Школа допускает только полный цикл обучения по всему курсу преподавания от начала до конца, невозможно "кусочное" посещение отдельных курсов и модулей, иначе Школа превращается в обычную серию семинаров, которые практикуют многие консультационные фирмы. Таким образом, Школа предлагает исключительно целостное консультационное образование, начиная с основ теории организации, специфики консультационной деятельности, цикла методов управленческого консультирования (центральный пункт программы!) и заканчивая консультант-клиентными отношениями и маркетингом консультационных услуг.
ПРАВИЛО 2. Слушатели Школы не должны пропускать занятия. Посещаемость фиксируется дважды в день. За пропущенные занятия слушатель должен сдать зачет. Если зачеты не сданы или пропуски составляют свыше 5 учебных дней, то слушатель может продолжать, однако сертификационные документы государственного образца Школа ему выдать не сможет.
ПРАВИЛО 3. В интервалах между очными двухнедельными сессиями слушатель должен выполнить практические задания по применению преподаваемых методов и знаний в реальных организациях и затем представить письменные отчеты о проведенных работах. Преподаватели Школы берутся обеспечить личное кураторство выпускника для этих целей. На последней учебной сессии происходит защита выпускных работ. Обычно защита каждого слушателя занимает полтора часа и строится в такой последовательности:
- характеристика клиентной организации;
- особенности получения заказа;
- решаемые задачи;
- ход выполнения консультационных работ;
- основные результаты;
- трудности, проблемы данного консультационного процесса.
Вся учебная группа совместно с преподавателями обсуждает выпускную работу по следующим параметрам:
- ее сильные и слабые стороны;
- советы автору работы на будущее (как стоит впредь преодолевать подоб
ные трудности);
- какие уроки следует извлечь из представленной выпускной работы?
ПРАВИЛО 4. К преподаванию в Школе консультантов допускаются толь
ко успешно практикующие консультанты по управлению с высокой репутаци
ей и имеющие свое профессиональное лицо, специфический стиль и собствен
ные подходы. На постоянной основе кроме меня преподают в Школе: Хайниш
Станислав Викторович, Павлуцкий Александр Викторович, Кулькова Ирина
Вячеславовна, Иванов Михаил Аркадьевич, Шустерман Давид Матвеевич,
Полосин Андрей Владимирович, Гусаковский Андрей Михайлович, Кулижс-
кий Александр Евгеньевич и др. Ни для кого из них преподавание в Школе не
является бизнесом, они это делают, руководствуясь прежде всего чувством
долга и доброй волей, а также интересом к общению с коллегами.
Именно по этой последней причине мы не желаем упрощать обучение и тратить свое время непродуктивно. Как Вы видите, эти правила категорически выделяют Школу консультантов из повседневной практики бизнес-образования в нашей стране.
Предпринималось немало попыток создать школы или курсы и даже Академию консалтинга. Большинство из них просуществовали недолго. Наиболее успешными и сравнительно долго действующими проектами в этой области можно назвать пока только Институт организационного развития, возглавляемый Юлией Кристовой, в Москве и Школу управленческого консультирования В.Н. Чернявского в Санкт-Петербурге.