ПОДГОТОВКА КОНСУЛЬТАНТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ

В России все меньше консультантов-самоучек, тех талантливо-рискован­ных людей с любым исходным образованием, кто решил для себя: вот есть не­мереный, неразбуженный спрос, где нужны идеи и характеры. Попробовал раз, другой... Где-то получилось, где-то нет, нащупал некоторые нити, набрел на некоторый опыт, стоящий распространения, что-то придумал, испытал, поста­вил на продажу.

Многие консультанты учились сами, начиная с нуля, без всякой подго­товки.

Другие самоучки имели хорошее академическое образование, научные достижения. Они попробовали применить свои теоретические разработки, ис­следования, знания к практике руководителей бизнес-организаций или госуч­реждений. Ученые пошли в поле. Я сам из них. И хорошо знаю, что исходные академические ресурсы нередко в поле оказывались ниже нуля. Да к тому же не у всех получалось.

Теперь главное: больше всего консультанты учатся у своих клиентов! Успешный консультант согласится со мной: большая часть его успеха дарова­на клиентурой - инициативными, творческими руководителями, особенно же - очень требовательными к консультанту руководителями. Теми, кто заго­нял нас в угол своими вопросами: "А зачем мне это нужно? Какую мою про­блему вы решаете? Что вы умеете такого, чего не умею я? Что именно вы мне продаете?" И если он добивался внятного ответа на эти вопросы, то сильно продвигал нас.

Вслед за развивающим клиентом самый эффективный и самый, может быть, распространенный способ подготовки консультантов по управлению -это взаимообучение. То есть один консультант работает в команде другого консультанта на положении приготовишки и знакомится с методом, манерой поведения в работе с клиентом и т. д.

А другой вариант самообучения, когда кто-то из консультантов объявляет авторский семинар. Как правило, он продолжается неделю-две и дорого сто­ит. Консультанты полностью передают свои методы с описанием конкретных случаев, может быть, с демонстрацией видеоматериалов.

Наконец, есть специальные курсы консультантов по управлению. Они обычно организуются для взаимообмена ассоциациями консультантов. Это бывают мастер-классы, семинары, а иногда и систематические курсы, которые выдают документ, удостоверяющий квалификацию консультанта по препода­ваемым предметам или методикам.


И наиболее развитый тип взаимообучения — это школа консультантовпо управлению, где систематически по целостной программе проходит подго­товка и затем определение квалификации консультанта. В самом лучшем ва­рианте я видел это в городе Утрехте в Голландии. Конечно, там абсолютный минимум штатных преподавателей, а остальные — это приглашенные консуль­танты. Подавляющее большинство слушателей на таких семинарах, мастер-классах, школах, курсах - это люди, уже имеющие опыт управленческого кон­сультирования. Он приходят за дополнительным методическим подкреплени­ем, чтобы иметь большую "батарею" методов на разные случаи жизни.

Есть еще один способ подготовки консультантов. Он нигде не имеет успе­ха и является сугубо мотивирующим, т. е. не дает квалификации, а только пре­доставляет возможность участнику такого обучения сориентироваться, годит­ся ему эта профессия или нет, в каком качестве он мог бы в нее вступить, в каком варианте консультирования принять участие. Это большей частью вклю­чение дополнительного спецкурса по управленческому консультированию в программу МВА, т. е. второго высшего образования или иногда профессио­нальной переподготовки.

Во всем мире многие преподаватели вузов стремятся быть консультанта­ми и аттестуют себя как консультанты. Во-первых, потому что это хороший способ получить практический иллюстративный материал для включения в учебный процесс. Надо иметь в виду, что за рубежом с преподавателями очень редко заключают пожизненные контракты. Каждый раз профессор должен до­казывать, что студенты достаточно интересуются его курсом. Во-вторых, это существенно повышает статус преподавателя, имеющего опыт практического применения теории, которую он преподает. Наконец, это немалый, часто го­раздо более высокий заработок, чем на кафедре.

Но есть еще одно существенное обстоятельство. В престижных бизнес-школах вряд ли человеку, не имеющему опыта практического консульти­рования, дадут возможность преподавать.Есть некий критерий квалифи­кации самого преподавателя, поэтому вузовские преподаватели стремятся к консультированию.

Существует одно препятствие, которое им крайне трудно преодолевать при этом. Новичку в управленческом консультировании, в т. ч. вузовскому препо­давателю, необходимо приобрести умение работать с неопределенностью.Есть категорическое различие в отношении к неопределенности, которое яв­ляется универсальным состоянием консультанта в организации клиента. Для новичка, для теоретика, пришедшего в консалтинг, неопределенность есть про­клятие, ненормальность, препятствие. И он в ситуации поиска заказа или в его °бсуждении обычно занимает по отношению к клиенту вопросительную или Даже требовательную позицию: "Скажите, чем я могу вам помочь, какая ваша проблема, в чем ваш заказ?" А за глаза обычно характеризует клиента как ру­ководителя, который сам не знает, чего хочет.

Обратная позиция у профессионального консультанта. Для него такого Р°да неопределенность есть серьезный шанс, источник радости и даже некото-Р06 профессиональное лакомство. Потому что незнание клиентом ответа на ^прос, чего он хочет, его некоторая растерянность перед управленческой си-ТУацией, неспособность сформулировать определенный точный заказ дает про-


фессиональному консультанту шанс структурировать эту неопределенность по-своему. Ему не нужно преодолевать какие-то предрассудки, иллюзии, заблуж­дения, часто ложное представление клиента насчет его проблем, тем более если эти предрассудки, иллюзии уже устоялись. Напротив, консультант в этой си­туации может своими методами помочь клиенту и вместе с ним грамотно, бо­лее обоснованно структурировать эту неопределенность так, что они вместе с клиентом приходят к формулированию заказа.

Работе с неопределенностью в нашей Школе консультантов по управле­нию мы учим непрерывно, по самым разным поводам. На этот счет есть специ­альные приемы и методы. Но это действительно очень серьезная трудность.

Еще одна очень большая трудность подготовки консультантов - их мето­дологическое, я бы сказал, идеологическое самоопределение, если иметь в виду профессиональную идеологию. Дело в том, что консультационные методы очень сильно привязаны к личности консультанта, к его индивидуальности,И разобраться в том, где именно твоя индивидуальность совпадает с соответ­ствующей методологией, подходом, набором методов, технологий, что у тебя будет получаться лучше, - это очень серьезная задача, которую каждый, кто хочет заниматься консалтингом, должен медленно, осторожно, но для себя ре­шать. Я не хочу сказать, что это решение будет окончательным. Его можно пе­ресмотреть по мере накопления опыта. Например, я думаю, что у меня не по­лучится вести групповую работу или проводить диагностическое интервью, потому что я интроверт, сдержан в общении или меня почему-то не восприни­мают в этом качестве мои клиенты. А потом случай, ситуация показывают, что тут есть место моей индивидуальности, у меня это получается.

Лет 5 назад мы провели конференцию нашей Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию на тему "Ошибки консультан­тов". И пришли к выводу, что самая распространенная и жестокая ошибка, ко­торую совершают консультанты при освоении профессии, - это неадекватный' подбор консультационной идеологии, методологии и методов под свою инди­видуальность, несовместимость личности с некоторыми подходами.

Зависимость консультационной профессии и личности идет даже дальше, чем привязка только к методам. Знаете, есть две категории консультантов -консультанты-дельцы и консультанты-творцы. Дельцы - это те, кто может до­вольно быстро и успешно поставить на серийное производство некоторые уп­равленческие задачи применительно к довольно конкретному, часто узкому1 набору консультационных методов их решения. Они берут большим количе­ством клиентов, сквозь которых они могут пройти с набором задач и методов.

Есть другой тип - "штучные" консультанты. В отличие от "серийных" кон-«
сультантов они не столько стремятся быстро пройти от одного клиента к дру-'
тому, сколько сделать больше разнообразных, связанных между собой, выте­
кающих одна из другой работ у одного и того же клиента. Но тогда они работа­
ют с индивидуальностью этой конкретной организации. '*

И мы, обучая консультантов, должны помочь им сориентироваться. Кому-то больше подходит "серийная" работа, а кому-то - "штучная". Я не хочу ска­зать, что что-то лучше, а что-то хуже. Такие оценки здесь неуместны. Более I того, по гонорарам они могут быть вполне одинаковы, потому что если "серий^| ный" консультант свой подход имеет от большого количества клиентов, тб»|


"штучный" консультант - от большого количества методов, консультацион­ных продуктов, которые он готов предложить одному и тому же клиенту, в од­ной и той же организации.

Есть еще одна область обучения консультантов. Это постоянное пребыва­ние в профессиональной среде, общение с коллегами, обмен - пусть даже сдер­жанный по соображениям конфиденциальности или конкуренции - инфор­мацией. Это создает тот культурный слой профессии, который обязательно аукнется положительно в сложной нестандартной ситуации. Это знание сре­ды, впитывание, часто невольное, случайное, а иногда намеренное профессио­нальной культуры, конечно, сильно развивает личность консультанта и его профессионализм.

Главный способ обучения - это, конечно, участие консультантов в разно­го рода семинарах и конференциях. По существующему положению каждая ассоциация имеет свой высший орган - конференцию. И если мы сумеем про­водить конференции часто в интенсивном полезном режиме, превратим их в обмен опытом, если мы сможем создать эффект синергии, то тогда мы, конеч­но, создадим еще одно поле обучения консультантов, привития им профессио­нальной культуры.

Учебных заведений, которые готовят внутренних консультантов, я пола­гаю, не существует, и вряд ли они возможны, потому что в принципе внутрен­ний консультант должен уметь делать все то, что умеет делать внешний кон­сультант, и делать по максимуму. Но в отличие от внешнего консультанта он сильно зависит о своей организации. Например, он вряд ли сможет провести диагностическое интервью, потому что в таких случаях наталкивается на силь­ное сопротивление коллег, которые воспринимают его как человека сугубо позиционного, т. е. уже заинтересованного, имеющего свой подход, свой взгляд.

А существует ли проблема у профессионала-консультанта в преподавании? Да, конечно, у многих серьезные трудности с дидактикой. Прекрасный кон­сультант, у которого в поле все получается, передать свои методы другим кон­сультантам не всегда может, хотя он искренне к этому стремится. Для этого нужно владеть методикой передачи своих умений другим. В аудиторных усло­виях это очень трудно, в полевых - гораздо легче.

Концепция Школы консультантов по управлению

Как только в нашей стране появилось управленческое консультирование, оно вызвало живой отклик среди специалистов совершенно разных профилей. И первые консультанты стали популярными лекторами, преподавателями на предприятиях, в академических институтах, вузах и других аудиториях. Мно­гие умные и дальновидные экономисты, социологи, управляющие, исследовате­ли, специалисты по научной организации труда увидели в управленческом кон­сультировании новый канал, соединяющий науку с практикой. Я сам много ез-Дил по стране и везде подходы и методы управленческого консультирования воспринимались как что-то очень многообещающее. А когда новоназначенный Ректор Академии народного хозяйства при Правительстве России А. Г. Аганбе-Гян пригласил меня занять там кафедру, я сразу предложил ему создать там пер-ВУЮ в нашей истории Школу консультантов по управлению (ШКУ). Он тут же


оценил идею, запросил у меня программу, и в октябре 1992 г. первая группа бу-s дущих консультантов приступила к занятиям. С тех пор она каждый год делав»! два выпуска, в среднем по 25 человек. Бессменным директором Школы консулы! тантов являюсь я, а заместителем директора - В.Е. Расщепкина.

С большой благодарностью к нашим друзьям из Голландии я открываю каждый учебный цикл, называя имена тех голландских консультантов, кто помог нам своей доброй волей, квалификацией, личным временем и средства-' ми в становлении программы Школы и практическим преподаванием в ней: Ernst Marx, Frits van den Berg (ныне почетный член Ассоциации консультан» тов по управлению и организационному развитию), Frans Verhaaren, Marianne Kranenburg, Jaan Hendrix, Max Rubenstain и др.

Какова концепция Школы?

МИССИЯ ШКОЛЫ. Свой главный вклад в преобразование российского общества Школа осуществляет через свое значительное участие в формировав нии относительно нового для России профессионального сообщества консульп тантов по управлению.

Этот вклад она осуществляет несколькими путями.

Школа является постоянно действующей образовательной структурой в Российской Федерации и СНГ, выпускающей консультантов по управлению.

Через Школу осуществляются многие связи между ее выпускниками, дру­гими консультантами, преподавателями бизнес-школ, вузов, ученых: обмен информацией, распространение специальной литературы, объединение в ра­зовые или постоянные консультационные команды, совместные обсуждения и т. д. Иначе говоря, Школа является центром общероссийской рабочей сети по управленческому консультированию с выходом на ряд стран СНГ.

Школа действует и как площадка профессионального взаимодействия консультантов в виде семинаров и конференций, индивидуальных и совмест­ных инициатив.

Через Школу проходят многие международные связи отечественных кон­сультантов. Приезжая для преподавания отдельных модулей по программе Школы, зарубежные коллеги устанавливают здесь рабочие контакты с наши­ми слушателями вплоть до осуществления совместных консультационных проектов. Кроме того, через Школу организуются стажировки наших выпуск­ников за рубежом.

Вклад Школы в развитие Академии состоит во включении в структуру последней одного из авангардных направлений бизнес-образования - програм­мы по управленческому консультированию. Это помогает Академии сохранять пионерные позиции на рынке специального образования и повышать ее пре­стиж. Кроме того, программа Школы частично используется другими програм­мами Академии, что способствует также и повышению их качества.