Порядок получения статуса нотариуса. Квалификационный экзамен.
На должность нотариуса в РФ назначается гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен. Лица, не сдавшие квалификационный экзамен , допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности – документ, дающий право имеющему его лицу быть претендентом на замещение вакантной должности нотариуса.
Лицензия выдается на основе квалификационного экзамена, порядок проведения которого устанавливается Минюстом РФ. Квалификационная комиссия создается при органе юстиции, в ее состав входят на паритетных началах представители органа юстиции и нотариальной палаты. К экзамену допускаются лица успешно прошедшие стажировку не менее года у нотариуса. Для лиц, имеющих стаж работы по юр специальности не менее 3 лет, имеется исключение. Продолжительность стажировки не может быть менее 6 мес. Порядок прохождения стажировки определяется Минюстом РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Лица, претендующие на должность нотариуса и прошедшие стажировку, должны сдать квалификационный экзамен. Экзамен принимает квалификационном комиссия, образуемая при территориальном органе Росрегистрации сроком на 3 года в количестве не менее 5 человек в соответствии с Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утв. приказом Минюста России от 14.04.2000 № 132 ( ред. от 01.08.2005). В состав квалификационной комиссии входят: представители территориального органа Росрегистрации; представители нотариальной палаты; ученые-юристы; судьи.
Количество представителей территориального органа Росрегистрации должно соответствовать количеству представителей нотариальной палаты.
Претендент подает заявление о допуске к квалификационному экзамену не менее чем за месяц до его проведения. Экзамен проводится по экзаменационным билетам, содержащим: теоретический вопрос; задачу; задание по составлению нотариального акта.
По результатам оценки квалификационного экзамена комиссия выносит решение о сдаче квалификационного экзамена. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год.
61. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
.
§ 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
Правоохранительные системы развитых стран мира, прежде всего, Франции, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Италии, Канады, Австрии, Японии, Федеративной Республики Германии имеют большой опыт борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Изучение опыта организации служебной деятельности и системы управления правоохранительными органами в этих государствах позволяет сделать некоторые выводы об особенностях управления зарубежными правоохранительными системами, а именно:
разветвленность и разнообразие правоохранительных систем, наличие правоохранительных органов в различных министерствах и ведомствах, независимость их между собою;
правоохранительные органы стран-членов Европейского Союза руководствуются не только национальным законодательством, но и нормативными актами, принятыми Союзом;
деление правоохранительных органов по источниками финансирования на государственные (федеральные), муниципальные (местного самоуправления), частные (полиция фирм, концернов, синдикатов);
социальная направленность работы правоохранительных органов; функции полиции часто состоят в том, что она выполняет роль своеобразной помощи гражданину и в случае совершения преступления, и при несчастном случае, в экстремальной ситуации, бытовом конфликте, внезапном заболевании или родах на улице;
высокий профессионализм правоохранительных органов;
внепартийность в роботе правоохранительных органов, правоохранительные органы служит народу, государству, а не партиям;
активная деятельность общественных добровольных объединений, направленная на поддержку и помощь в работе правоохранительным органам;
открытость, гласность, постоянная апелляция к общественному мнению при решении сложных ситуаций, которые возникают в правоохранительной практике, обеспечивают полиции доверие и поддержку населения. Правоохранительные органы активно участвуют во всех мероприятиях, которые проводятся среди населения, в организации спортивных соревнований, праздников, работают в Школах и дошкольных учреждениях, выполняют патронажную работу, отчитываются перед населением и этим реализуют идею сближения с ним. В процессе служебной подготовки в полиции США, ФРГ, Франции, Италии изучается специальный курс "Работа с населением". В правоохранительных органах зарубежных стран достаточно весомо представленные отделы психологической, социальной работы, связи с населением, общественными организациями, средствами массовой информации;
в подавляющем большинстве европейских стран, в США и Японии в МВД сосредоточены и полицейские службы, и службы государственной безопасности, что обеспечивает тесное взаимодействие между ними и экономит государственные средства;
распределение компетенции органов контрразведки, которые входят, как правило, в систему МВД (за исключением США, где ФБР входит в Министерство юстиции), и внешней разведки;
новейшие достижения естественных и технических наук внедряются в практическую деятельность правоохранительных органов. Полиция имеет разветвленную систему экспертных и научных учреждений;
тесное взаимодействие правоохранительных органов через Интерпол и непосредственно между собою (конференции, симпозиумы, обмен делегациями, изучение опыта, подготовка кадров, совместные полицейские мероприятия в пределах нескольких стран). Особый опыт полиция зарубежных стран приобретает при расследовании межгосударственных преступлений в сфере наркобизнеса, "отмывании" денег, сокрытии доходов и уклонения от уплаты налогов, недоброкачественной конкуренции, злостных банкротств, нарушении законов о товарных знаках и правилах рекламы, экологических преступлений.
Почти во всех зарубежных полицейских системах статус полицейской службы гражданский; служащие могут выполнять обязанности в форме или в гражданской одежде, имеют самое современное вооружение. На сотрудников полиции распространяются основные политические права, за исключением права бастовать и находиться в политических партиях.
Характерным признаком деятельности правоохранительных органов многих стран мира есть высокая социальная и правовая защищенность их работников. Материальная обеспеченность побуждает к ответственному выполнению обязанностей, профессиональному росту.
Но несмотря на сходство, каждая полицейская система имеет свой национальный характер, собственный опыт, структуру и формы деятельности.