Одиночная смена рельса

 

Одиночная смена рельса выполняется бригадой монтеров пути под руководством бригадира пути.

Место работ по одиночной смене рельса ограждается сигналами остановки, машинистам поездов выдается предупреждение об остановке у красного сигнала, а при его отсутствии - о следовании с установленной скоростью.

Рельс для укладки в путь берется либо из покилометрового запаса, либо со специального места нахождения запасных рельсов. Рельс должен быть маркирован. Перед укладкой в путь рельс осматривает бригадир пути и измеряет его параметры: длину, высоту, износ головки.

Разница укладываемого рельса с примыкающими к нему рельсами, лежащими в пути, по высоте и ширине головки (по рабочему канту) допускается не более 1 мм.

Выбранный к укладке рельс заранее подвозят к месту смены и помещают внутри колеи (допускается размещать рельс и на концах шпал) с соблюдением требований габарита.

Если привезенный к месту смены рельс оставляется в пути на ночь, то его пришивают двумя костылями на каждом конце и в середине к деревянным шпалам или к междушпальным деревянным коротышам при железобетонных шпалах и торцы рельса прикрывают башмаками.

Перевозят рельс к месту смены дрезинами, а на близкое расстояние - двумя ручными съемными портальными кранами, оборудованными талями для подъема и опускания рельса.

Если в стыках сменяемого рельса имеются слитые или растянутые зазоры, предварительно производят их регулировку.

Смена рельса выполняется путевой бригадой, численность которой зависит от типа и длины рельсов, а также применяемых механизмов (табл. 2.11).

Таблица 2.11.Состав путевой бригады при одиночной смене рельса длиной 25 мм

Тип рельса Число монтеров пути при смене рельса
без применения механизмов с применением механизмов
Р75
Р65
Р50

На участках с электротягой и автоблокировкой принимают меры по защите монтеров пути от поражения электрическим током и обеспечению надежной работы рельсовых цепей. На участках с электротягой не разрешается одновременная смена рельсов на обеих нитях. На электрифицированных участках без автоблокировки перед сменой рельса укладывают параллельно сменяемому рельсу медный провод сечением 50 мм2 при переменном тяговом токе и сечением 120 мм2 при постоянном токе, прикрепляя его концы струбцинами к подошве рельсов, примыкающих к сменяемому рельсу (рис. 2.47).

Рис. 2.47. Схемы укладки обходных перемычек при смене рельса: а - на участке с электротягой и автоблокировкой; б - на участке с электротягой без автоблокировки; 1 - сменяемый рельс; 2 - поперечные перемычки; 3 - изолирующие стыки; стрелками показано направление обратного тягового тока; 4 - продольный обходной провод

На участках с электротягой и автоблокировкой вместо продольного обходного провода устанавливают две поперечные перемычки такого же, как и в предыдущем случае, сечения, прикрепляемые к подошве рельса струбцинами. Это дает возможность пропускать обратный тяговый ток по одному рельсу только на одном звене, а на остальном протяжении блок-участка - по обеим рельсовым нитям.

При смене рельса, примыкающего к изолирующему стыку, в подготовительный период укладывают одну поперечную перемычку за сменяемым рельсом. Дроссельный усовик отсоединяют от сменяемого рельса (в присутствии механика СЦБ), а после смены рельса его присоединяют к нему. Отключать усовики дроссель-трансформаторов при замене рельсов на участках с электротягой переменного тока разрешается только после снятия напряжения в контактной сети.

Заменять рельсы, к которым прикреплены отсасывающие фидеры, разрешается в присутствии представителя участка электроснабжения. Отсоединять отсасывающий фидер можно только после того, как он будет соединен с другим путевым рельсом той же

рельсовой нити.

Порядок смены рельса следующий. В подготовительный период четыре монтера пути снимают по два стыковых болта (при шестидырных накладках) и ставят дополнительные шайбы на оставшиеся четыре болта. Четыре монтера пути очищают скрепления от грязи, остальные монтеры пути выдергивают третьи (основные) костыли, антисептируют костыльные отверстия и ставят в них пластинки-закрепители (при необходимости опробуют остальные костыли).

В основной период (рис. 2.48,2.49), после ограждения места работ сигналами остановки, два монтера пути ставят поперечные перемычки и обходной провод; четыре монтера пути снимают стыковые болты и накладки; восемь монтеров пути наддергивают наружные основные костыли и вытаскивают внутренние основные костыли (при нахождении подготовленного к смене рельса на концах шпал наддергивают внутренние костыли и вытаскивают наружные), антисептируют костыльные отверстия и устанавливают в них пластинки-закрепители.

Рис. 2.48. График основных работ по смене рельса типа Р65 длиной 25 м при костыльном скреплении, выполняемых бригадой из 14-ти монтеров пути (м. п.): 1 - наддергивание наружных и выдергивание внутренних основных костылей (8 м. п. № 7-14); 2 - установка поперечных перемычек (2 и. п. № 5, б); 3 - снятие стыковых болтов и накладок (4 м. п. № 1-4); 4 - сдвижка и уборка с пути сменяемого и надвижка нового рельса (14 м. п.); 5 - установка накладок и сболчивание стыков (4 м. п. № 1-4); 6 - пришивка рельса с забивкой по одному основному костылю внутри колеи и добивкой наддернутых наружных костылей (8 м. п. № 7-14); 7- снятие поперечных перемычек (4 м. п. № 1-4)

 

Рис. 2.49. График основных работ по смене рельса типа Р65 длиной 25 м при раздельном скреплении, выполняемых бригадой из 14-ти монтеров пути (м. п.): 1 - установка поперечных перемычек (4 м. п. № 1-4); 2 - отвертывание гаек клеммных болтов и снятие клемм с болтами (10 м. п. № 5-14); 3 - снятие болтов в стыках и накладок (4 м. п. № 1--4); 4 - сдвижка и уборка с пути сменяемого и надвижка нового рельса (14 м. п.); 5 - постановка накладок и сболчивание стыков (4 м. п. № 1-4); 6 - установка клемм с болтами и завинчивание гаек клеммных болтов (10 м. л. № 5-14); 7 - снятие поперечных перемычек (4 м. п. № 1-4)

Затем все монтеры пути выкантовывают заменяемый рельс на концы шпал и на его место надвигают новый рельс; четыре монтера пути устанавливают и сболчивают накладки в стыках, снимают поперечные перемычки; остальные монтеры пути забивают по одному внутреннему основному костылю на каждом конце шпалы и добивают наддернутые наружные костыли на всех шпалах. По окончании основных работ снимают сигналы остановки. Движение поездов происходит с установленной скоростью.

В заключительный период добивают третьи основные внутренние костыли, в стыки добавляют по два болта, смененный рельс убирают на обочину, откуда его затем перевозят на станцию. При необходимости регулируют ширину колеи.

В табл. 2.12 приводится необходимый перечень инструмента для одиночной смены рельсов при костыльном и раздельном типе скреплений.

Таблица 2.12.Потребность инструмента для одиночной смены рельса

Наименование инструмента Число инструментов
при костыльном скреплении при раздельном скреплении
Ключ гаечный
Лом лапчатый -
Ключ торцевой для клеммных болтов -
Молоток костыльный
Лом остроконечный
Лом со скобой для кантования рельса
Шаблон путевой рабочий
Шаблон универсальный
Метла
Шайба пружинная
Пластинки-закрепители -
Банка с мазутом и кистью

 

return false">ссылка скрыта