Третий день.

В третий день предстоит радиальный выход на гору Папай. Сначала путь проходит по лесной дороге, которая заканчивается, через 7 км. Отсюда тропа идет вверх, все время по гребню. Горизонтальные участки чередуются с крутыми подъемами. Сразу же за выходом скал—вершина Северный Папай. Затем следует переход по узкой 50-метровой перемычке, и после небольшого подъема - мы на главном гребне — на вершине Центральный Папай. Повернув влево, поднимаемся на вершину Главный Папай (819 м): вдали седоглавые вершины Кавказских гор, виднеется Черное море, сзади лесистые горы, переходящие в холмистую местность, и, наконец, степь. По острому и довольно крутому гребню переходим к вершине Восточный Папай. Обратно двигаемся по тому же маршруту.

Одна из версий, объясняющая смысловое значение топонима Папай: связана она с древними племенами, населяющими Северное Причерноморье и Северный Кавказ с VII в. До н.э. до III в. Н.э. и называли их скифами. У скифов был культ «семи богов». Главный среди них был Папай, равный Зевсу (по греческой мифологии). Таким образом, эту замечательную вершину нарекли, быть может, еще скифы в честь главного своего божества Папая.

Краеведческая справка: Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.

В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях.

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русичей, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.

Гора Папай, это своеобразие степных участков, на которые обратил внимание профессор Кубанского сельскохозяйственного института И.С. Косенко. Еще в 1930 г. им были собраны такие виды, как фибигия мохнотоплодная, пион тонколистный (на фото). Еще раньше Папай посещал Н.А.Буш, но детальных сборов на г. Папай не проводил.

Гора Папай – это рефугиум средиземноморской флоры и растительности. Здесь вдали от основного ареала представлены настоящие можжевеловые редколесья из трех видов можжевельников: вонючего, высокого и красноватого со всем комплексом сопутствующих видов, асфоделиново-ковыльная, жасмино-ковыльная и разнотравно-ковыльная степь со значительным участием эремуса представительного.

 

Гора Папай

В степных сообществах преобладает ковыль красивейший (на фото), образующий самые настоящие горностепные сообщества.

На г. Папай найдено несколько видов орхидных, тайник овальный, пыльцеголовник красный, дремлик гелеборине, ятрышник пурпурный.

В этот день рекомендуется провести практические занятия на местности по ботанике. На занятии рекомендуется познакомить детей с видовым составом местной флоры.