Стадии жизни и их характеристики

Стадии жизни Психосоциальный кризис
Младенчество (до 1 года) Доверие против недоверия
Раннее детство (1-3 года) Автономия против сомнения и стыда
Дошкольный возраст (3-6 лет) Инициатива против чувства вины
Школьный возраст (6-12 лет) Трудолюбие против
Отрочество/юность (12-19 лет) Идентичность против диффузии
Ранняя взрослость (20-25 лет) Близость против изоляции: расцвет детородности, интимность, взаимность с другими.
Взрослый возраст (26-64 года) Генеративность против стагнации: заинтересованность в устройстве жизни, в наставлении молодого поколения.
Зрелость/старость (65 лет и старше) Целостность против отчаяния: эмоциональная интеграция, осмысление своей жизни.

 

На первой стадии (младенчество) краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия, дающего, по мнению других исследователей, уверенность в жизни. Появившийся на свет младенец оказывается во власти биологических потребностей, удовлетворить которые могут только взрослые. Характер отношений с этими взрослыми влияет на степень доверия, которое младенец испытывает к другим людям и миру вообще. Причину первого психологического кризиса Эриксон в первую очередь связывает с качеством материнского ухода за ребенком. Ненадежность, несостоятельность такого ухода, отвергание матерью ребенка способствует формированию психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Эти установки экстраполируются на более поздних стадиях развития на весь мир. Чувство недоверия, по Э. Эриксону, может усиливаться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром внимания (возвращение к прерванной работе, рождение следующего ребенка).

Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для дальнейшего развития личности, давая возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он будет неизбежно переживать на протяжении следующих стадий развития. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения кризиса «доверие-недоверие», Э. Эриксон обозначает термином «надежда». Это первое положительное качество «ego», поддерживающее убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства ((у взрослого оно может составлять основу веры в соответствии с какой-либо формой официальной религии).

Приобретенное чувство доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. До наступления этой стадии дети полностью зависят от заботящихся о них людей. На этой стадии они начинают исследовать окружающее пространство и взаимодействовать с ним более независимо и все хотят делать сами («Я сам»). С точки зрения Э. Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Но автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Э. Эриксон подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в потенциально опасных сферах жизни. Родители должны удерживать все возрастающую способность ребенка действовать в пределах определенных «степеней свободы».

Переживание стыда рассматривается Э. Эриксоном как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешают развивать свою свободу и автономию. Стыд может появиться, если родители раздраженно и настойчиво делают за детей то, что они сами могут сделать, либо наоборот, когда родители ожидают, что ребенок сделает то, чего он еще не в состоянии сделать сам. У них появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

При успешном разрешении конфликта формируется сила воли, которая, по Эриксону, означает постоянное осуществление свободы выбора, также как и самоограничения, невзирая на неизбежное переживание чувства стыда, сомнений и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует, т.е. желание действовать в соответствии с ожиданиями.

Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, который Эриксон назвал «возрастом игры». Наступает время, когда ребенок начинает активно исследовать и вторгаться во все, что его окружает. Вопрос в том, будет ли он испытывать чувство вины на предпринятые по собственной инициативе действия или будет чувствовать себя вправе самостоятельно планировать и контролировать свои занятия? Именно здесь берет начало целеустремленность, проявляющаяся в силе намерения – способность преследовать личностно значимые цели несмотря на риск и возможные неудачи. Дети на этой стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.

Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно, либо чрезмерно наказывающие детей. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности и решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

Степень инициативности, приобретаемой на этой стадии, Эриксон увязывает с экономической системой общества. Потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем, его самодостаточность существенно зависят от его способности разрешить кризис этой фазы.

Социальный контекст, в котором преодолеваются первые три кризиса, ограничиваются домашней обстановкой и ближайшим семейным окружением. На четвертой стадии в той или иной мере начинается обязательное обучение в школе. Этот период характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Главным делом становится успешное выполнение заданий и и овладение навыками, которые наиболее ценятся учителями и окружающими. У детей развивается трудолюбие, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, «что из чего получается и как оно действует».

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Это случается, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, что может отбить у них желание учиться дальше, либо если они обнаруживают, что их пол, национальность, социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний определяют их личную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Чувство компетентности ребенка на этой стадии очень зависят от школьной успеваемости. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия: воспринимая школьные достижения или работу как единственный критерий для суждения об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Истинное же трудолюбие означает не просто стремление стать хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных или общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

Центральным звеном в схеме Эриксона является стадия, на которой юноши и девушки активно синтезируют свой социальный опыт, чтобы обрести чувство личной идентичности. В определении идентичности можно выделить три стадии: 1) молодые люди должны воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе», т.е. у индивида должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим; 2) значимые для них люди тоже должны видеть их тождественность и целостность, т.е. юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята значимыми для них людьми; 3) молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются, их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к кризису идентичности, или ролевому смешению. Этот кризис чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Молодой человек начинает ощущать свою неприспособленность, отчужденность, что может повернуть его в сторону «негативной» идентичности, противоположной предлагаемой им родителями, сверстниками.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса идентичности в период юности – верность. Эриксон использует термин «верность» в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей».

Развитие человека продолжается всю жизнь. Однако, согласно теории Эриксона, прохождение приходящихся на взрослость стадий напрямую зависит от той идентичности, что сложилась в годы юности.

Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В период ранней взрослости человек должен быть готов к соединению своей идентичности с идентичностью другого человека. На одном полюсе здесь находится интимность, на противоположном – изоляция. Под интимностью прежде всего имеется ввиду то чувство, которое мы испытываем к супругу, друзьям, родителям, братьям и сестрам и другим родственникам. В интимности Эриксон видит нечто большее, чем сексуальная близость, она включает эмпатию и открытость между друзьями, или, в более широком смысле, способность «вверять себя кому-то».

Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из этого кризиса – любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон добавляет способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок и отречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Основной проблемой стадии, приходящейся на средние годы жизни является выбор между генеративностью и стагнацией. Генеративность проявляется в заботе человека о благополучии следующих поколений. Генеративность находит свое выражение в заботе о других, принимающей различные формы: родительство, обучение, наставничество и т.д.Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение и является психологической противоположностью безразличию и апатии. Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести вклад в жизнь будущих поколений.

В случае, если человеку не удается стать генеративным, он постепенно переходит в состояние поглощенности собой, функционирование личности как деятельно члена общества прекращается и жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд.

В пожилом возрасте основной конфликт происходит между целостностью, т. е. эго-интеграцией (позитивная сила), и отчаянием (негативная сила). Задача — пройти этот этап и закончить жизнь с преобладани­ем эго-интеграции, чувства цельности. Достижение этого — залог благополучной старости. Тем не менее, как и на предыдущих эта­пах, человек не застрахован от кризиса, который является результа­том неизбежных биологических, психологических и социальных воздействий.

Характеристики эго-интеграции:

- жизнь имеет цель и дает чувства;

- то, что происходило, было неизбежным, и могло произойти толь­ко тогда и там, когда и где это произошло;

- убеждение, что весь жизненный опыт имеет ценность. Опыт при­обретается с каждым произошедшим событием. Оглядываясь на­зад, человек видит, как он вырос психологически, преодолевая все взлеты и падения, удачи и неуспех, благополучные и кризисные периоды;

- оценка человеком своих родителей в новом свете и получение возможности лучше понять их, так как он прошел через свою соб­ственную зрелость, вырастил своих собственных детей.

Кризис последней, восьмой, стадии знаменует со­бой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения чело­века, переживающего кризис. По Эриксону, наиболее важным яв­ляется то, как данный кризис будет преодолен. Таким образом, за­дача поздней зрелости — оценка прожитой жизни, переосмысление ее, принятие ее такой, какая она есть, достижение чувства полноты и полезности прожитого. По мнению Эриксона, основная задача раз­вития на этой стадии — достижение целостности, осознание и при­нятие прожитой жизни и людей, с которыми она проходила, как внутренне необходимой и единственной возможности. Целостность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собствен­ной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями. В против­ном случае неизбежно отчаяние, горечь по поводу неправильны про­житой жизни, невозможности начать все сначала. Поэтому основ­ная проблема пожилого возраста — это понимание и принятие по­жилым и старым человеком своего «Я» во всех его проявлениях.

Неудачная эго-интеграция выражается в страхе смерти, который является наиболее ярким симптомом отчаяния, когда человек чув­ствует, что уже слишком поздно что-то изменить в прошлом и пы­таться повернуть время вспять, чтобы исправить ошибки или сде­лать то, что не сделано. Жизнь - не репетиция, каждому предостав­ляется лишь один шанс. В отношении приспособления к старению Эриксон считал, что человек должен пересмотреть свое прошлое, все вспомнить и научиться с ним жить, поддерживать контакты с обществом и признать конечность жизни.

Необходимо отметить, что применительно к возрастным кризисам, или кризисам развития решающее значение имеет задача развития личности, человеку необходимо освободиться от всего, что фактически ему больше не соответствует, успешно разрешить внутренние противоречия и конфликты, свойственные данному возрастному кризису, чтобы его «Я» становилось все более очевидным и действенным.