АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Финансовый результат как показатель эффекта
Хозяйственной деятельности
Хозяйственный цикл завершается процессом реализации продукции, важной характеристикой которого является финансовый результат. Финансовый результат является важнейшим показателем в системе оценки результативности деятельности организации и ее деловых качеств и показывает эффект от хозяйственной деятельности. Финансовый результат может быть валовым или чистым.
Валовый финансовый результат представляет собой выручку от продаж, или валовый доход организации. Чистый финансовый результат получается в результате «очищения» валового от расходов.
Финансовый результат – это сложная категория бухгалтерского учета. В литературе существует несколько подходов к его определению.
Наиболее общий подход к определению прибыли был основан Дж. М. Кейнсом (1883-1946 г.г.), который исходил из того, что капитал есть актив, и о капитале лучше говорить, что он приносит в течение периода его существования сверх его первоначальной стоимости. Эта выгода, с точки зрения Кейнса, и есть прибыль.
Также существует статическая, или экономическая, трактовка прибыли, предложенная И. Фишером. В данном случае финансовый результат представляет собой увеличение в течение отчетного периода оценки актива за счет изменения его доходности. Таким образом, экономическая трактовка прибыли представляет собой «гудвил».
С бухгалтерской точки зрения финансовый результат представляет собой разность между доходами и расходами организации. В настоящее время рассчитывают следующие виды прибыли:
· валовую прибыль;
· прибыль от продаж;
· прибыль до налогообложения, или бухгалтерскую прибыль;
· чистую прибыль;
· нераспределенную прибыль.
Величина прибыли характеризует результативность деятельности коммерческой организации. В связи с этим основными задачами анализа прибыли являются:
1) оценка достаточности достигнутых результатов для обеспечения рыночной (финансовой) устойчивости организации и сохранения конкурентоспособности;
2) изучение источников возникновения и особенностей воздействия на результативность различных факторов;
3) рассмотрение основных направлений дальнейшего развития анализируемого объекта, с точки зрения повышения его прибыльности.