Подготовительный этап
Подготовительный этап избирательной кампании начинается задолго до официального объявления даты выборов. Завершается он в момент сдачи подписных листов в избирательную комиссию и регистрации кандидата. Поэтому мероприятия, проводимые на подготовительном этапе, включают в себя и мероприятия этапа сбора подписей.
Для первого, подготовительного этапа основной является аналитическая и информационная деятельность. Содержание ее одинаково для работы как штабов в избирательном округе, так и штабов в субъекте Федерации.
В этот период рекомендуется провести следующие аналитические виды работ.
1. Анализ возможностей кандидата:
♦ оценка личных ресурсов кандидата (внешние данные, уме
ние говорить и ораторские способности; способность ве
сти себя в агрессивной среде; умение логически мыслить,
убеждать, находить нестандартные решения и др.);
♦ оценка властных, материальных, финансовых, коммуни
кативных и прочих ресурсов, которыми располагает лич
но кандидат для ведения кампании (помимо возможностей
парторганизации и партии в целом).
2. Изучение и получение географической и демографичес
кой информации:
♦ карта округа с указанием границ участков;
♦ карта участков;
Комиссия ЦК КПРФ но проведению выборных кампаний
♦ карта городов и населенных пунктов;
♦ карта улиц;
♦ в городах — перечень всех кодов замков дверей закрыва
ющихся подъездов;
♦ списки избирателей по участкам в электронном виде (по
возможности) ;
♦ электронные списки пенсионеров, проживающих в насе
ленных пунктах округа (по возможности);
♦ электронные списки ветеранов войны (по возможности);
♦ поло-возрастная статистика жителей округа;
♦ профессионально-образовательные характеристики;
♦ национальный состав и наличие компактно проживающих
национальных групп;
♦ уровень доходов населения.
3. Анализ политической истории:
♦ политические традиции;
♦ лидеры, легенды, связанные с их деятельностью;
♦ результаты голосования в ходе прошедших выборных кам
паний (с учетом особенностей по избирательным участ
кам и отдельным домам, общежитиям, санаториям,
войсковым частям и пр.);
♦ изменения в культурной среде;
♦ история крупных политических акций;
♦ активность основных общественно-политических сил
(партий, движений, клубов и пр.).
4. Анализ социально-экономической информации о:
♦ доступных социальных и экономических статистических
данных;
♦ ситуации с государственным и муниципальным имуще
ством (продажа, аренда, приватизация);
♦ положении в сферах образования, здравоохранения, тор
говли и коммунального хозяйства;
♦ проблемах в области культуры и досуга;
Планирование и управление избирательной кампанией о<
♦ ситуации в занятости населения;
♦ экологической ситуации;
♦ проблемах в деле организации социальной помощи;
♦ жилищных проблемах;
♦ транспортном обслуживании;
♦ работе крупных предприятий промышленности, аграрного
сектора, положении дел в высших и средних специальных
учебных заведениях.
5. Изучение влиятельных лиц, их возможной позиции на выбо
рах:
♦ руководителей органов власти и местного самоуправле
ния, различных структурных подразделений администра
ции;
♦ руководителей предприятий;
♦ представителей крупного и малого бизнеса;
♦ представителей судебной власти;
♦ деятелей культуры;
♦ лидеров общественно-политических объединений, вете
ранских организаций, объединений по интересам;
♦ директоров школ и заведующих детскими садами;
♦ руководителей жилищно-эксплуатационных контор в го
родах, а там, где есть — председателей домкомов, уличко-
мов, старших по подъездам, по домам и т.д.;
♦ лидеров профсоюзных организаций;
♦ религиозных деятелей, руководителей церковных сове
тов, авторитетных в приходской среде мирян;
♦ вообще известных и авторитетных в данном округе лю
дей.
6. Анализ ситуации в средствах массовой информации:
♦составление информационной карты района с перечнем
и основными данными по всем СМИ, включая многоти
ражки, радиоузлы и телестудии на предприятиях, радио
узлы в магазинах и на ярмарках;
Комиссия ЦК КПРФ по проведению ныборшлх кампаний
Планирование и управление избирательной кампанией
♦ определение круга СМИ, которые могут оказать наиболь
шее влияние на ход кампании (их хозяева, потребители,
рейтинг, время выхода и др.);
♦ инвентаризация возможностей по взаимодействию со
СМИ, определение с кем и как возможно работать в СМИ.
7. Изучение информации о конкурентах:
♦ анализ всех реальных и потенциальных конкурентов, их
ресурсов;
♦ определение отношения к ним органов власти и регио
нальных групп влияния.
8. Проведение одного-двух самостоятельных социологичес
ких исследованийдля определения электоральных
предпочтений избирателей, болевых точек, замера уровня из
вестности кандидата в депутаты и его вероятных оппонен
тов2.
9. Создание банков данных по различным темам,архива ма- '
териалов публичной деятельности конкурентов, архива ин- \
тересных материалов вообще.
10. Анализ кадровой ситуации3:
♦ составление списка активистов, добровольных помощни- ;
ков на период избирательной кампании;
♦ анализ их возможностей;
♦ определение потребностей в учебе кадров.
2 Рекомендации по проведению самостоятельных социологических ис
следований см.: Методы диагностики ситуации в избирательном окру
ге. М, 2003.
3 Рекомендации по работе с активистами и добровольными помощни
ками см.: Типовая инструкция по организации работы с активистами и
сторонниками КПРФ. М., 2003.
Результатами проведенной аналитическойработы должны стать:
♦ определение основных направлений плана избирательной
кампании;
♦ прогноз необходимого числа голосов для победы и уста
новление «источников» этих голосов;
♦ обозначение адресных групп, т.е. приоритетных групп из
бирателей, на которых в первую очередь будет рассчита
на предвыборная агитация и пропаганда;
♦ определение «болевых» точек массовых настроений и на
этой основе — ведущих тем предвыборной кампании,
ключевых идей, программы, лозунгов;
♦ определение «образа» кандидата, способного выпукло по
казать положительные и заретушировать основные отри
цательные стороны его имиджа;
♦ принятие решения о стиле поведения кандидата и членов
его команды, а также — общего стиля ведения кампании;
♦ выделение основного оппонента-противника и оппонен
тов-«союзников», с которыми можно координировать дей
ствия против основного конкурента;
♦ план расстановки и учебы кадров;
♦ изготовление ключевых информационно-пропагандистс
ких материалов, типовой речи;
♦ составление списка представителей СМИ, с которыми сле
дует активно контактировать по тем или иным проблемам
предвыборной кампании.
В подготовительный период необходимо выдвинуть представителей КПРФ с правом решающего голоса в состав избирательных комиссий всех уровней: участковых, территориальных, окружных.
Подготовка юридического сопровождения кампании:
♦Собрать все законодательные и нормативные акты, каса
ющиеся выборов;
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
♦ Организовать правовую учебу кандидатов, членов штаба
и партактива;
♦ Организовать постоянное отслеживание всей норматив
ной документации по выборам, включая решения изби
рательных комиссий всех уровней.
Результатом проведенной работыдолжно стать формирование юридической группы, которая будет консультировать избирательный штаб и готовить обращения в соответствующие инстанции в случае нарушения выборного законодательства.
«Раскрутка» кандидата до официального старта избирательной кампании:
♦ использование профессиональных, административных и
других возможностей для «раскрутки» кандидата через
организацию, с которой он связан (вне контекста пред
стоящих выборов);
♦ использование общественного статуса кандидата (как
представителя крупнейшей партии, авторитетного обще
ственного деятеля и пр.) для привлечения к нему внима
ния и расширения его известности среди избирателей
округа (посещение и выступления на значимых обще
ственных мероприятиях; посещение концертных и
спортивных мероприятий; встречи и беседы со «звезда
ми»; выступления перед педагогами на августовских со
вещаниях, отчетных концертах в детских музыкальных
школах, на предприятиях в день профессиональных праз
дников; участие в жюри конкурсов; заявления и выступ
ления с критикой или поддержкой действий местной
администрации и др.).
Результатом проведенной работыдолжно быть обеспечение известности кандидата в депутаты накануне начала предвыборной кампании на уровне 50-60 процентов от общего числа избирателей округа.
Планирование и управление избирательной кампанией ос
После официального старта избирательной кампании
в период сбора подписей рекомендуется использовать следующие предвыборные технологические приемы.
♦ Организация первой «информационной волны». При по-
квартирном обходе в момент сбора подписей жильцам раз
дается информационный (не содержащий агитационных
призывов) материал о кандидате: газета с интервью, лис
товка, визитка и др. При этом ведение предвыборной аги
тации в данный момент не запрещено законом.
♦ Выявление активных сторонников, определение возмож
ностей для их приглашения к работе в качестве агитато
ров, наблюдателей и др.
♦ Создание электронной базы данных подписантов за кан
дидата с целью дальнейшей работы с ними (прямая адрес
ная рассылка агитационных материалов, приглашение на
предвыборные мероприятия, благодарность за пол л ер ж -
куй др.).
Результатом проведенной работыдолжно быть обеспечение успешной регистрации кандидата, мобилизация и расширение его актива из числа добровольных помощников, создание кадровой основы для развертывания агитационно-пропагандистской работы.