Подготовительный этап

Подготовительный этап избирательной кампании начина­ется задолго до официального объявления даты выборов. Завершается он в момент сдачи подписных листов в избира­тельную комиссию и регистрации кандидата. Поэтому мероп­риятия, проводимые на подготовительном этапе, включают в себя и мероприятия этапа сбора подписей.

Для первого, подготовительного этапа основной является аналитическая и информационная деятельность. Содержание ее одинаково для работы как штабов в избирательном окру­ге, так и штабов в субъекте Федерации.

В этот период рекомендуется провести следующие анали­тические виды работ.

1. Анализ возможностей кандидата:

♦ оценка личных ресурсов кандидата (внешние данные, уме­
ние говорить и ораторские способности; способность ве­
сти себя в агрессивной среде; умение логически мыслить,
убеждать, находить нестандартные решения и др.);

♦ оценка властных, материальных, финансовых, коммуни­
кативных и прочих ресурсов, которыми располагает лич­
но кандидат для ведения кампании (помимо возможностей
парторганизации и партии в целом).

2. Изучение и получение географической и демографичес­
кой информации:

♦ карта округа с указанием границ участков;

♦ карта участков;


 


 


 

Комиссия ЦК КПРФ но проведению выборных кампаний

♦ карта городов и населенных пунктов;

карта улиц;

♦ в городах — перечень всех кодов замков дверей закрыва­
ющихся подъездов;

♦ списки избирателей по участкам в электронном виде (по
возможности) ;

♦ электронные списки пенсионеров, проживающих в насе­
ленных пунктах округа (по возможности);

♦ электронные списки ветеранов войны (по возможности);

♦ поло-возрастная статистика жителей округа;

♦ профессионально-образовательные характеристики;

♦ национальный состав и наличие компактно проживающих
национальных групп;

♦ уровень доходов населения.

3. Анализ политической истории:

♦ политические традиции;

♦ лидеры, легенды, связанные с их деятельностью;

♦ результаты голосования в ходе прошедших выборных кам­
паний (с учетом особенностей по избирательным участ­
кам и отдельным домам, общежитиям, санаториям,
войсковым частям и пр.);

♦ изменения в культурной среде;

♦ история крупных политических акций;

♦ активность основных общественно-политических сил
(партий, движений, клубов и пр.).

4. Анализ социально-экономической информации о:

♦ доступных социальных и экономических статистических
данных;

♦ ситуации с государственным и муниципальным имуще­
ством (продажа, аренда, приватизация);

♦ положении в сферах образования, здравоохранения, тор­
говли и коммунального хозяйства;

♦ проблемах в области культуры и досуга;


Планирование и управление избирательной кампанией о<

ситуации в занятости населения;

♦ экологической ситуации;

♦ проблемах в деле организации социальной помощи;

♦ жилищных проблемах;

♦ транспортном обслуживании;

♦ работе крупных предприятий промышленности, аграрного
сектора, положении дел в высших и средних специальных
учебных заведениях.

5. Изучение влиятельных лиц, их возможной позиции на выбо­
рах:

♦ руководителей органов власти и местного самоуправле­
ния, различных структурных подразделений администра­
ции;

♦ руководителей предприятий;

♦ представителей крупного и малого бизнеса;

♦ представителей судебной власти;

♦ деятелей культуры;

♦ лидеров общественно-политических объединений, вете­
ранских организаций, объединений по интересам;

♦ директоров школ и заведующих детскими садами;

♦ руководителей жилищно-эксплуатационных контор в го­
родах, а там, где есть — председателей домкомов, уличко-
мов, старших по подъездам, по домам и т.д.;

♦ лидеров профсоюзных организаций;

♦ религиозных деятелей, руководителей церковных сове­
тов, авторитетных в приходской среде мирян;

♦ вообще известных и авторитетных в данном округе лю­
дей.

6. Анализ ситуации в средствах массовой информации:

составление информационной карты района с перечнем
и основными данными по всем СМИ, включая многоти­
ражки, радиоузлы и телестудии на предприятиях, радио­
узлы в магазинах и на ярмарках;



Комиссия ЦК КПРФ по проведению ныборшлх кампаний


Планирование и управление избирательной кампанией



 


♦ определение круга СМИ, которые могут оказать наиболь­
шее влияние на ход кампании (их хозяева, потребители,
рейтинг, время выхода и др.);

♦ инвентаризация возможностей по взаимодействию со
СМИ, определение с кем и как возможно работать в СМИ.

7. Изучение информации о конкурентах:

♦ анализ всех реальных и потенциальных конкурентов, их
ресурсов;

♦ определение отношения к ним органов власти и регио­
нальных групп влияния.

 

8. Проведение одного-двух самостоятельных социологичес­
ких исследований
для определения электоральных
предпочтений избирателей, болевых точек, замера уровня из­
вестности кандидата в депутаты и его вероятных оппонен­
тов2.

9. Создание банков данных по различным темам,архива ма- '
териалов публичной деятельности конкурентов, архива ин- \
тересных материалов вообще.

10. Анализ кадровой ситуации3:

♦ составление списка активистов, добровольных помощни- ;
ков на период избирательной кампании;

♦ анализ их возможностей;

♦ определение потребностей в учебе кадров.

2 Рекомендации по проведению самостоятельных социологических ис­
следований см.: Методы диагностики ситуации в избирательном окру­
ге. М, 2003.

3 Рекомендации по работе с активистами и добровольными помощни­
ками см.: Типовая инструкция по организации работы с активистами и
сторонниками КПРФ. М., 2003.


Результатами проведенной аналитическойработы должны стать:

♦ определение основных направлений плана избирательной
кампании;

♦ прогноз необходимого числа голосов для победы и уста­
новление «источников» этих голосов;

♦ обозначение адресных групп, т.е. приоритетных групп из­
бирателей, на которых в первую очередь будет рассчита­
на предвыборная агитация и пропаганда;

♦ определение «болевых» точек массовых настроений и на
этой основе — ведущих тем предвыборной кампании,
ключевых идей, программы, лозунгов;

♦ определение «образа» кандидата, способного выпукло по­
казать положительные и заретушировать основные отри­
цательные стороны его имиджа;

♦ принятие решения о стиле поведения кандидата и членов
его команды, а также — общего стиля ведения кампании;

♦ выделение основного оппонента-противника и оппонен­
тов-«союзников», с которыми можно координировать дей­
ствия против основного конкурента;

♦ план расстановки и учебы кадров;

♦ изготовление ключевых информационно-пропагандистс­
ких материалов, типовой речи;

♦ составление списка представителей СМИ, с которыми сле­
дует активно контактировать по тем или иным проблемам
предвыборной кампании.

В подготовительный период необходимо выдвинуть пред­ставителей КПРФ с правом решающего голоса в состав избирательных комиссий всех уровней: участковых, терри­ториальных, окружных.

Подготовка юридического сопровождения кампании:

Собрать все законодательные и нормативные акты, каса­
ющиеся выборов;


Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний

♦ Организовать правовую учебу кандидатов, членов штаба
и партактива;

Организовать постоянное отслеживание всей норматив­
ной документации по выборам, включая решения изби­
рательных комиссий всех уровней.

Результатом проведенной работыдолжно стать формирова­ние юридической группы, которая будет консультировать избирательный штаб и готовить обращения в соответствую­щие инстанции в случае нарушения выборного законодатель­ства.

«Раскрутка» кандидата до официального старта избира­тельной кампании:

♦ использование профессиональных, административных и
других возможностей для «раскрутки» кандидата через
организацию, с которой он связан (вне контекста пред­
стоящих выборов);

♦ использование общественного статуса кандидата (как
представителя крупнейшей партии, авторитетного обще­
ственного деятеля и пр.) для привлечения к нему внима­
ния и расширения его известности среди избирателей
округа (посещение и выступления на значимых обще­
ственных мероприятиях; посещение концертных и
спортивных мероприятий; встречи и беседы со «звезда­
ми»; выступления перед педагогами на августовских со­
вещаниях, отчетных концертах в детских музыкальных
школах, на предприятиях в день профессиональных праз­
дников; участие в жюри конкурсов; заявления и выступ­
ления с критикой или поддержкой действий местной
администрации и др.).

Результатом проведенной работыдолжно быть обеспечение известности кандидата в депутаты накануне начала предвы­борной кампании на уровне 50-60 процентов от общего числа избирателей округа.


Планирование и управление избирательной кампанией ос

После официального старта избирательной кампании

в период сбора подписей рекомендуется использовать сле­дующие предвыборные технологические приемы.

♦ Организация первой «информационной волны». При по-
квартирном обходе в момент сбора подписей жильцам раз­
дается информационный (не содержащий агитационных
призывов) материал о кандидате: газета с интервью, лис­
товка, визитка и др. При этом ведение предвыборной аги­
тации в данный момент не запрещено законом.

♦ Выявление активных сторонников, определение возмож­
ностей для их приглашения к работе в качестве агитато­
ров, наблюдателей и др.

♦ Создание электронной базы данных подписантов за кан­
дидата с целью дальнейшей работы с ними (прямая адрес­
ная рассылка агитационных материалов, приглашение на
предвыборные мероприятия, благодарность за пол л ер ж -
куй др.).

Результатом проведенной работыдолжно быть обеспечение успешной регистрации кандидата, мобилизация и расшире­ние его актива из числа добровольных помощников, создание кадровой основы для развертывания агитационно-пропагандистской работы.