Отличительная экипировка кандидатов и активистов
♦Важнейшим элементом, усиливающим эмоционально-политическое восприятие предвыборной кампании, является использование кандидатами и активистами КПРФ
Планирование и управление избирательной кампанией .г
отличительной экипировки. Учитывая, что цветом, который ассоциируется с КПРФ, является красный (в отличие, например, от ЛДПР или «Единства», где партийным цветом является синий), для формирования представлений о едином стиле агитационной кампании целесообразно использование красных тонов как в оформлении помещений, так и в экипировке. Среди возможных вариантов:
♦ красная ленточка (возможно, с партийной эмблемой) на
верхней одежде;
♦ красная ленточка и накладная визитка с названием изби
рательного блока и функции, выполняемой активистом (до
веренное лицо, уполномоченный представитель, член
агитколлектива и т.д.);
♦ красный шарф поверх одежды;
♦ футболки и рубашки с логотипами КПРФ;
♦ кепка-бейсболка с эмблемой КПРФ;
♦ накладная визитка с названием избирательного блока и
функции, выполняемой активистом (доверенное лицо,
уполномоченный представитель, член агитколлектива и
т.д.);
♦ галстуки с логотипом КПРФ.
Все перечисленные варианты уже использовались региональными отделениями КПРФ в выборных кампаниях. В зимних условиях, когда позволяла ресурсная база, некоторые сибирские парторганизации изготавливали даже курточки с эмблематикой КПРФ.
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
Планирование и управление избирательной кампанией
Л1
Раздел 3. Порядок планирования избирательной кампании
В избирательной кампании (ИК) выделяют стратегию и тактику.
Под стратегией кампании понимают ее содержательную составляющую, а под тактикой — техническую. Иными словами, стратегия отвечает на вопрос — что (какую информацию) следует довести до избирателей, чтобы они проголосовали за соответствующего кандидата. Тактика же отвечает на вопрос как (в какой форме, какими методами и в какой временной последовательности) следует эту информацию доводить.
Планирование избирательной кампании сводится к последовательному определению ее стратегии и тактики и заканчивается созданием плана-графика и сметы кампании. Каждый из этапов планирования оформляется соответствующим документом: если у вас нет стратегии, тактики и плана-графика, написанных на бумаге, значит, их нет вообще.
Естественно, по мере развития ИК как ее стратегия, так и тактика подлежат корректировке. Плановые корректировки предусматриваются после завершения этапов ИК. Кроме того, развитие событий может потребовать и внеплановых, оперативных корректировок.
Перед определением проекта кампании необходимо оценить ресурсы, которые возможно будет привлечь к ее проведению. ИК относится к типу конфликтных проектов, которые проводятся в условиях жесткого противоборства со стороны конкурентов. Предсказать заранее, какое количество ресурсов будет достаточно для победы, возможно только в очень ограниченном числе случаев (как правило, лишь тогда, когда кандидат заведомо сильнее своих конкурентов). Поэтому планирование ИК целесообразно осуществлять от ресурсов: сна-
чала определить, какие ресурсы может и готов привлечь кандидат (партия) для выигрыша кампании (цена победы), а затем уже разрабатывать стратегию и тактику кампании. К основным ресурсам ИК относятся:
♦ кандидат — его личность, биография, узнаваемость, по
пулярность, воля к победе; возможность привлечь людей
к проведению ИК (команда кандидата); его связи с влас
тью, влиятельными в округе организациями, СМИ и т.д.;
♦ политическая организация, на которую опирается канди
дат: ее популярность, численность, опыт; ее влиятельность
и связи и т.д.;
♦ время;
♦ денежные средства.
Все остальные ресурсы, привлекаемые к проведению ИК, являются производными от основных.
При оценке ресурсного обеспечения ИК следует учитывать принцип размена ее основных ресурсов: недостаток одного из них может быть в значительной степени (хотя и не полностью) компенсирован за счет избытка других. Так, недостаток денежных средств компенсируется силой опорной политической организации и (или) ранним практическим началом ИК и т.д.
Преимущество кандидатов «т КПРФ состоит в том, что их ИК опираются на мощную и популярную партийную организацию. Поэтому для успеха им, как правило, требуется значительно меньше средств, чем конкурентам. Разницу между средней ценой кампании кандидатов от КПРФ и других кандидатов можно рассматривать как своеобразную оценку в денежном эквиваленте организационно-политического ресурса, которым является эффективно работающая партийная структура.
Естественно, для реализации отмеченного у КПРФ преимущества требуется соответствующее построение стратегии и тактики кампании.
Важнейшим ресурсом, который могут привлечь к своей ИК
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
Планирование и управление избирательной кампанией
.12
кандидаты от КПРФ, являются управляющие структуры областных, районных отделений партии, которые во время выборов преобразуются в избирательные штабы.
Ряд задач ИК (прежде всего это относится к обеспечивающим направлениям) носят, с одной стороны, довольно стандартный характер, но с другой — требуют привлечения квалифицированных специалистов (аналитиков, социологов, юристов и т.д.), которых далеко не всегда можно найти в округе. Целесообразно сосредоточить таких специалистов в ОШ и решать указанные задачи в централизованном порядке, для всех округов региона. Это существенно разгрузит штабы кандидатов и сэкономит ресурсы.
Дополнительный эффект для ИК кандидатов достигается в тех случаях, когда одновременно с ними ведется ИК регионального списка КПРФ (в случае проведения выборов по парт-спискам). Это дает дополнительный ресурс кандидату в форме его прямой поддержки региональными лидерами партийного списка. Эффективное использование этого ресурса предъявляет определенные требования к стратегии и тактике ИК кандидата.