Вывод: Искусство палеолита было реалистическим по форме, а по содержанию простым и почти повсеместно однородным.

 

МЕЗОЛИТ (8-4 тыс. летие до н.э.)

В эту эпоху произошли изменения, вызванные переменой климата

- отступили ледники, занимающие обширные пространства Европы, Азии.

Северной Америки и Северной Африки, сменилась флора и фауна.

Тундра и степи, свободные от ледников, где раньше обитали громадные

медведи, зубры, мамонты и дикие лошади – заросли дремучими лесами;

 

- На смену животным ледниковой поры пришли лоси, олени, мелкие нестадные животные, вслед за которыми охотничьи общины продвигались на Север;

 

- Усовершенствовались каменные орудия, появились новые средств охоты – лук, стрелы, небольшие коллективы, способные к быстрым передвижениям (по воде на лодке);

 

-Большое значение приобрели охота и собирательство;

 

- Усиливается и развивается родовая организация, появляются родовые могильники;

 

- Формируются верования в загробную жизнь ( В могилу кладут разнообразные вещи)

 

 

Принципиально изменилось и изобразительное творчество:

1. Мезолитические росписи и петроглифы выполняются чаще на открытых местах, на скалах (ок. 50 мест найдено в Восточной Испании, на Кавказе, в Ср. Азии, Африке)

 

2. Важное место в изображении начинает занимать ЧЕЛОВЕК и его действия.

 

3. Росписи представляют многофигурные изображения –композиции:

- сцены охоты и вооруженных столкновений;

- загона скота;

- сбора меда;

- ритуальных действий (вызывания дождя и др. )

 

4. фигуры людей и животных передаются сплошным силуэтом, красной или черной

краской, невелики по размеру (до 75 см) , но композиции могут быть большими (Большой фриз в Восточной Испании включает около 100 фигурок людей и десятки животных).

 

5. Изображения, особенно человека, стилизуются,схематизируются, сводятся к знаку, усиливается динамика изображений, большое значение приобретает ритм

 

Вывод: Утрачивается первозданный реализм, появляется способность мыслить обобщенными категориями, что приводит к схематизму; на 1-ый план выходит рассказ о событии. (отсюда – истоки пиктографии)