Вывод: Искусство палеолита было реалистическим по форме, а по содержанию простым и почти повсеместно однородным.
МЕЗОЛИТ (8-4 тыс. летие до н.э.)
В эту эпоху произошли изменения, вызванные переменой климата
- отступили ледники, занимающие обширные пространства Европы, Азии.
Северной Америки и Северной Африки, сменилась флора и фауна.
Тундра и степи, свободные от ледников, где раньше обитали громадные
медведи, зубры, мамонты и дикие лошади – заросли дремучими лесами;
- На смену животным ледниковой поры пришли лоси, олени, мелкие нестадные животные, вслед за которыми охотничьи общины продвигались на Север;
- Усовершенствовались каменные орудия, появились новые средств охоты – лук, стрелы, небольшие коллективы, способные к быстрым передвижениям (по воде на лодке);
-Большое значение приобрели охота и собирательство;
- Усиливается и развивается родовая организация, появляются родовые могильники;
- Формируются верования в загробную жизнь ( В могилу кладут разнообразные вещи)
Принципиально изменилось и изобразительное творчество:
1. Мезолитические росписи и петроглифы выполняются чаще на открытых местах, на скалах (ок. 50 мест найдено в Восточной Испании, на Кавказе, в Ср. Азии, Африке)
2. Важное место в изображении начинает занимать ЧЕЛОВЕК и его действия.
3. Росписи представляют многофигурные изображения –композиции:
- сцены охоты и вооруженных столкновений;
- загона скота;
- сбора меда;
- ритуальных действий (вызывания дождя и др. )
4. фигуры людей и животных передаются сплошным силуэтом, красной или черной
краской, невелики по размеру (до 75 см) , но композиции могут быть большими (Большой фриз в Восточной Испании включает около 100 фигурок людей и десятки животных).
5. Изображения, особенно человека, стилизуются,схематизируются, сводятся к знаку, усиливается динамика изображений, большое значение приобретает ритм
Вывод: Утрачивается первозданный реализм, появляется способность мыслить обобщенными категориями, что приводит к схематизму; на 1-ый план выходит рассказ о событии. (отсюда – истоки пиктографии)