Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ

Виды договоров, содействующих торговле

Коммерческое право может претендовать на положение отрасли частного права, если наряду с собственно торговой деятельностью оно также регулирует отношения, обслужи­вающие торговлю, комплексно организует их.

В числе договоров коммерческого права в качестве осо­бой классификационной группы принято выделять догово­ры, содействующие торговле.

В данную группу включаются не только договоры хра­нения, перевозки, страхования, как это было в дореволюци­онном торговом праве. Развитие торгового оборота приве­ло к появлению новых видов договоров, в том числе на проведение маркетинговых исследований; оказание разно­образных рекламных услуг; предоставление и обработку коммерческой информации и др.

Договоры рассматриваемой группы имеют не только торговое, но и общегражданское значение. Относительная доля их применения в собственно торговых и в граждан­ских отношениях различна для разных видов договоров. Так, договоры на проведение маркетинговых исследований, транспортное экспедирование обслуживают преимуще­ственно потребности торговли. Что касается договоров на распространение рекламы, предоставление информации, хранение и страхование, то они помимо торговли применя­ются в других сферах предпринимательства, а также в от­ношениях с участием граждан.

Некоторые из этих договорных видов, например, догово­ры страхования, перевозки грузов, транспортной экспедиции, возникли в коммерческом праве и были заимствованы у него правом гражданским. В данном случае имеется необ­ходимость выделения их коммерческо-правовой специфики. Применение договоров данной группы в торговой сфере отличается определенными особенностями, получающими закрепление в законодательстве и обычаях делового обо­рота. Данный процесс получил название «коммерциали­зации» соответствующих договорных институтов. Для учебной дисциплины и науки коммерческого права перво­очередное значение имеет выявление и познание особеннос­тей применения соответствующих договоров в торговом обороте, их роль в содействии торговле, пути повышения эффективности их использования в интересах развития то­варного рынка.