II. СОЛЮТРЕ

Подавляющее большинство изображений Верхнего палеолита – это рисунки отдельных животных, никак не связанных друг с другом. Но кроме тысяч таких изображений встречаются и сюжетные изображения, композиции с двумя или более персонажами. На рисунках запечатлены пасущиеся животные, олени, переходящие реку и плавающие у них между ног рыбы, движение целого табуна или стада, бой самцов- бизонов.

Особую группу составляют изображения странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со звериными – оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц.Возможно, эти чудовища представляют собой людей, переодетых зверями, колдунов, а может быть, это мифические существа смешанной породы – полулюди, полуживотные. Предназначенность большинства палеолитических изображений для магических целей не означает, что они одновременно не являются произведениями искусства.

Мастерство исполнения, пластика, ритм, способность отбирать и обобщать характерные признаки зверя, передавать движение, взаимосвязь нескольких животных, выражать определенное состояние зверя: ярость, испуг, настороженность, угрозу, спокойствие, удивление, любопытство, умиротворение позволяют говорить о художественном творчестве.Орудия труда и вооружение, различная утварь украшались всевозможными изображениями и орнаментом.

 

III. Эпоха МАДЛЕН –наивысший расцвет искусства палеолита (15 – 8 тыс. лет до н.э.0

 

В 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира было обнаружено множество великолепных крупных изображений животных в натуральную величину. Изображения были настолько выразительны и совершенны, что ученые назвали Альтамирскую пещеру «Сикстинской капеллой» первобытной живописи.

В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, 5 из них можно отнести к пещерам –гигантам:

1. пещера Фон де Гом – изображен мамонт, попавший в ловушку (эпоха Мадлен)

2. пещера Нио ( Мадлен)

3. пещера «Трех братьев» («Труа Фрер») Изображен огромный медведь, усеянный знаками многочисленных ударов, изо рта потоком хлещет кровь.

4. пещера Комбарелль(изображения достигают от 10см до 1м) – эпоха Мадлен

5. пещераЛяско – «Пещера с мертвецом» (изображения до 4-6- метров

а). Рядом с бизоном, пронзенным копьем лежит человек,

убитый разъяренным, смертельно раненым животным.

б). Внутри лошадиной фигурки четким штрихом

нарисована маленькая фигурка – зародыш во чреве матери.

 

Дольни Вестонице (совр. Чехословакия) – женская головка с тщательно проработанными чертами лица)

ПещераРуфиньяк – около 800 изображений – более 10км росписей, открыта в 1956г.

 

Пеш-Мерль – руки помещены на стене уже после исполнения фигур лошадей и выражают силу человека, его господство над зверем.

 

Характерные черты эпохи МАДЛЕН:

- Рисунки поражают мастерством и свободой исполнения, великолепным знанием зверя, его особенностей и выделением среди них главного, характерного;

- Животные изображены не только в различных позах, но и в движении (идут, скачут, борются, щиплют траву и т.д.;

-Создаются многоцветные (полихромные) росписи;

-с помощью штриховки, переходов тона передается объемность.

 

В конце палеолита (10тыс. л. До н. э.) появляются копьеметалки, ловушки, силки. Копьеметалки украшались фигуркой или головой животного (Копьеметалки с навершием в виде фигуры лошади, снежной куропатки, козленка).