Трипольская культура

 

Временные рамки Трипольской культуры-4-3 тыс. до н. э. Такое название эта культура получила по селу Триполье близ Киева, правобережная Украина.

Древние трипольцы селились преимущественно по высоким берегам рек. Поселение состояло из прямоугольных в плане построек, расположенных почти концентрически вокруг главной площади. Жилища строились по принципу современных украинских мазанок, стены сооружались из плетня, обмазанного глиной. Часть наружных и внутренних стен были покрыты росписями. Крыши выполнялись двускатными. Расписанные модели жилищ, найденных во время раскопок трипольских поселений, легко позволяют представить внешний вид дома. Внутри дома, рассчитанного на 2-3 семьи, о чем говорят перегородки, обязательно находился очаг, в непосредственной близости от которого в полу обычно делались крестообразные жертвенники.

Древние трипольцы занимались земледелием и частично скотоводством. Им приходилось собирать, хранить, обрабатывать продукты своего производства. О том, что всё это хорошо организовано и налажено, говорит огромное количество разнообразной утвари, обнаруженной в поселениях (Рис. 29, 30)

Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой хорошо отмученной и обожженной глины. Белой, черной или красной краской наносился орнамент: параллельные полосы, двойные спирали и др., имеющие разнообразное смысловое значение. Выделим несколько основных групп трипольской керамики:

1. Керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей. Это керамика тонкостенная с хорошо полированной поверхностью.

2. Керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом,
нанесенным одной или несколькими красками.

3. Грубая «кухонная» керамика (большие корчаги, миски).

Для раннего этапа трипольской культуры характерны грушевидные сосуды с коническими и шлемовидными крышками.

На среднем этапе, в период расцвета, получает распространение керамика из розовой массы, часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: красные, белые и черные.

В позднее время получает развитие керамика с монохромной черной росписью. Формы расписных сосудов весьма разнообразны.

Основной мотив трипольской керамики - спираль. Постепенно орнаментальный пояс в трипольской керамике становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда. Большинство антропоморфных статуэток трипольцев изображает женщину. Изображение стилизовано и геометризовано.

Продолжает развиваться и мелкая пластика. Основной темой по-прежнему остаётся женский образ (Рис. 31, 32)

Трипольская культура является яркой страницей в искусстве эпохи неолита.

Итак, человек в эпоху неолита от охоты и собирательства перешел к земледелию. В культуре произошла локализация культур. Сложность понимания жизни породила символичность художественного мышления, образность, декоративность в искусстве.

Развиваются новые виды пластических искусств: жилая многообразная по формам архитектура и искусство керамики.

Для изобразительного искусства неолита характерно завершение поиска художественного образа, начатого еще в предыдущие эпохи – от воспроизведения, осмысления живых индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций (палеолит) к явлениям общего порядка, к общей схеме и, в конечном счете, к знаку (мезолит и в особенности неолит).

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь все более общим и ёмким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность, склоняясь к символу и знаку.

 

V. Список литературы.

1. Истерия искусства зарубежных стран. Под ред. М.Доброклонского, М,1961т.1

2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Мириманов Б. М., 1973

3. История искусства народов СССР. М, ,1971 ,т. 1

4. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957

5. Окладников А. Утро искусства. Л., 1967

6. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985

7. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Эрмитаж. Л.,1974

9. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982

10. Хокинс Д. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973

11. Бозунова И. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л,1975

12. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния. М.,1969

8. Еремеев А. Происхождение искусства (различные теории). М., 1970

9. Г.В.Плеханов. Письма без адреса. М., 1985