Эпоха Мадлен (20-10 тыс. до н.э.)
Временные рамки эпохи Мадлен -20 - 10 тыс. до. н.э. Высший расцвет искусства палеолита падает на этот период. Животные остаются главной темой, изображаются они почти всегда в разных позах, часто в движении. В пещерных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появилась точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение из множества наблюдений выделять главное.
В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи.
Различают 3 подпериода эпохи Мадлен : Раннемадленский, среднемадленский и позднемадленский.
1. Раннемадленский - основным материальным орудием для
художественных изделий становится кость и олений рог. Создаются ансамбли
пещерной живописи, среди них наиболее известны Ляско, Пеш Мерль (Франция), Ла Пасьега (Испания).
2. Среднемадленский - время наивысшего расцвета палеолитического
франко-кентабрийского искусства. Создаются многофигурные ансамбли,
покрывающие сплошными красочными «панно» стены и потолки пещер Альтамира, Ляско, Комбаррель, Фон-де-Гом и другие пещеры Франции и Испании.
3. Позднемадленский - характеризуется упадком пещерного искусства. В
живописи символические и абстрактные формы постепенно вытесняют
фигуративные изображения. Петроглифы (изображения, высеченные на стенах и потолках пещер) еще сохраняют изобразительный характер.
Характерной чертой эпохи расцвета палеолитического искусства является живой, яркий, стихийный («наивный») реализм. Реалистические черты в искусстве этой эпохи: жизненная конкретность образа животного, верность выявления характера, разрешение проблемы объемной передачи фигуры, как в росписи, так и в рисунке, цветовая моделировка, решение проблемы движения и различных поворотов фигуры животного. Но еще нет композиции, отсутствует фон.
Шедевры мадленской живописи находятся в Альтамирской пещере (Испания) (Рис. 10), в пещерах Франции – Фон-де-Гом (Рис. 11), Ляско (Рис.12), Труа Фрер, Нио и передают животных почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью
Альтамирская пещера находится в горах Контабрии на Севере Испании. В 1879 году здесь была впервые в Европе обнаружена палеолитическая живопись. Изображения начинаются неподалеку от входа. Среди них лошади, кабаны, лани, антропоморфные фигуры, различные знаки и отпечатки рук. Особенно многочисленны полихромные фигуры бизонов, написанные в натуральную величину на потолке пещеры. Особенно знаменито изображение бегущего бизона. Прекрасно передан здесь яросно-неукротимый характер могучего зверя, подчеркнута энергия бега, сила и мощь.
Важным событием в науке стало открытие пещеры Ляско во Франции (1940) ставшей еще более знаменитой, чем Альтамирская. Эта пещера, которую называют «доисторической Сикстинской капеллой», превращена теперь в первоклассно оборудованный музей. Живопись Ляско принадлежит к числу совершенных созданий эпохи палеолита. Стены и потолок некоторых залов этой пещеры покрыты изображениями различных животных в несколько слоев. Среди множества изображённых животных: быков, диких лошадей, бизонов выделяется единственная в своём роде сцена, расшифровать которую пытаются многие специалисты, сцена с раненым бизоном и носорогом, (Рис. 13). В центре - падающая навзничь фигура мужчины с птичьей головой, прямо перед ней раненый бизон в вываливающимися внутренностями. Изображено конкретное событие: гибель человека в результате нападения разъяренного, смертельно раненого бизона.
Палеолитическая живопись была обнаружена в Каповой пещере (территория бывшего СССР, на Урале) (Рис. 14). Здесь была употреблена только одна красная краска. Изображения мамонта и лошади выглядят объёмно, живо и правдоподобно.
Все животные в эпоху позднего палеолита, как правило, изображены, изолировано, не связанными между собой композиционно. Лишь к концу эпохи Мадлен видна попытка группировать фигуры зверей, объединяя их в один сюжет. В способе передачи массы животных виден определённый приём, показывающий умение синтезировать свои впечатления, отбирать главное. Так, например, стадо оленей из грота около Тейджа (Франция) (Рис.15) изображено таким образом, что силуэтом очерчены лишь первые и последние животные, вся же основная масса животных дана много раз повторёнными чёрточками ног и изогнутыми линиями рогов, что хорошо передаёт впечатление движения большого стада.
В эпоху Мадлен получают дальнейшее развитие круглая скульптура и рельеф. В Восточной Европе и Сибири в это время широкое распространение получила мелкая пластика из камня и кости (примеры мобильного искусства). Кроме большого числа женских статуэток, своеобразно и выразительно решенных (Костенки, Гагарино, в Сибири, Мальта и др.), здесь обнаружено много изображений животных и птиц (Мезино на Украине, Мальта, в Сибири). Например, фигурка из Мезино (Рис. 16) представляет хищную птицу с маленькой головой, плотно прижатыми крыльями и длинным хвостом.
Исключительно важную область палеолитического искусства составляет орнамент (украшение рукояток древнейших орудий или мотыг, булавок, украшений). Примером орнамента той эпохи, является орнамент, который покрывает костяной браслет найденный на стоянке Мезино на Украине (Рис.17). Первобытный мастер уверенно нанёс сложный узор на широкую костяную пластинку, учтя её форму и размер. Орнаментальные полосы строго и чётко прочерченных зигзагов органически переходят в квадраты меандров.
Даже самые простые орнаментальные элементы (параллельные, поперечные полоски, вертикальные зигзагообразные линии, полоски-насечки, ямки, углы, ромбы, треугольные формы, и их композиция имеют определенное содержание и нередко обозначают различные предметы, идеи, образы (волнистые линии - вода, прямые параллельные - земля, круглые - солнце и т. д.).
С исчезновением Мадленской культуры заканчивается эпоха верхнего палеолита. В это время ледники, покрывавшие Европу, отступают на Север.
Степные пространства, служившие великолепными пастбищами для мамонтов, бизонов, лошадей и северных оленей, теперь покрываются бескрайними лесами. Крупные животные, составляющие главный объект охоты, вымирают или уходят на север.
Искусство палеолита возникло на основе развития трудовой деятельности человека. Оно было вызвано к жизни общественными потребностями людей и развивалось вместе с ними и на их основе.
В искусстве палеолита нашли выражение древнейшие мифы и первобытная магия, составляющая основу первобытной религии. Палеолитическое искусство было, прежде всего, формой познавательной деятельности человека, направленное на активное освоение окружающего мира, на борьбу человека за существование. Все достижения и завоевания первобытного художника найдут свою реализацию в искусстве следующих эпох.