I. Происхождение искусства

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства.

Функции искусства.

Теории происхождения искусства.

Этапы развития искусства первобытнообщинного строя (периодизация).

II. Искусство эпохи палеолита

Ориньяк-Солютрейский период

Эпоха Мадлен

III. Искусство эпохи мезолита

IV. Искусство эпохи неолита

Трипольская культура

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства

Искусство первобытнообщинного строя – первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства и архитектуры.

Передовой наукой утверждается, что специфической особенностью человеческого коллектива является трудовой процесс, в котором формировался сам человек, его сознание, общественные отношения. Именно благодаря труду и возникло искусство.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией (синкретический, первобытный комплекс).

В первобытном искусстве получает свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род синкретически нерасчлененного комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений, тесно связанных с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделение природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культ животного прародителя рода). Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек уже на рубеже 35-го тысячелетия до нашей эры пытался найти способ выражения своих, находящихся еще в зачаточном состоянии, духовных потребностей. Таким «способом» стало художественное творчество. С тех пор искусство, будучи одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, связаться с соплеменниками, передать узнанное будущему поколению, а главное зафиксировать эмоциональную оценку окружающего.

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний – основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.