принимает формы содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Педагог не воспитывает. Не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
С.Соловейчик: «Мы управляем детьми, учим их, и часто этим и ограничиваемся, оставляя в стороне самое важное педагогическое действие - общение.
Общение требует абсолютного равенства.
Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений.
В действительности только общение делает детей воспитуемыми.
... Я перестаю воспитывать – и становлюсь действительно воспитателем. Я не боюсь потерять авторитет и потому приобретаю его. Но этот авторитет не давит, у ребенка естественное уважение ко мне, как и у меня к нему.
Успех воспитания определяется именно сотрудничеством с детьми.
... Само это стремление обладает такой воспитательной мощью, что все другие средства воспитания становятся просто ненужными».